КАРМА, РЕАЛЬНОСТЬ И ВЕРА
Мы часто говорим о том, как растрачиваем наши жизни, следуя восьми мирским дхармам: привязанности к временному счастью, получению материальных вещей, похвале и хорошей репутации и испытывая отвращение к их противоположностям: дискомфорту, неполучению вещей, критике и дурной славе. Каждый раз, когда мы с ними сталкиваемся, мы создаем негативную карму.
Например, когда кто-то хвалит вас, вы чувствуете себя счастливым и раздуваетесь от гордости, а когда кто-то вас критикует, вы чувствуете себя несчастным и подавленным. Каждый раз, когда вы подобным образом поднимаетесь и опускаетесь, вы создаете карму.
Почему вы чувствуете восторг от похвалы и уныние при критике? Это потому что вы не принимаете вещи такими, какие они есть в реальности. Вы находитесь под контролем своего галлюцинирующего ума, который полностью оторван от реальности. Являетесь ли вы хорошими или плохими, определяется не тем, что думают другие люди, а вашими собственными действиями. Это ваша собственная ответственность. Если все ваши действия будут положительными, даже если я весь день буду говорить: «Ты плохой, ты плохой, ты плохой ...», — это не повлияет на ваши качества. Поэтому вы должны понимать, что на самом деле делает действие положительным или отрицательным. Это не определяется тем, что думают другие люди.
Это научный факт, а не религиозная догма. Если причиной ваших взлетов и падений является то, что говорят другие люди, вы галлюцинируете; вы не видите реальности. Вы должны быть по-настоящему уверены в своих собственных действиях и нести полную ответственность за них. Тогда даже если все разумные существа отвернутся от вас, вы все равно будете смеяться. Когда вы знаете, кто вы, вы никогда не будете расстраиваться. Если, наоборот, ваше тело и ум слабы, если у вас нет уверенности в себе, и вы чувствуете себя ненадежно, тогда, конечно, вы столкнетесь с проблемами.
Все ваши чувства, представления, различение — и все остальное, особенно те ментальные факторы, которые вызывают негативные реакции, возникают из галлюцинирующего ума. Поэтому я довольно рано учу своих учеников в процессе их обучения медитировать на природу чувств.
Мы всегда думаем, что все, что мы чувствуем — физически или умственно — должно быть верным. Точно так же мы считаем, что все, что мы видим, реально; мы действительно верим в то, что видим. Я не говорю о духовной вере в сверхъестественное. Я говорю, что мы верим в конкретную реальность того, что мы видим вокруг нас каждый день. Вы считаете, что это верно или ошибочно? Это ошибочно.
Например, скажем, что вас чрезвычайно привлекает некий объект. В это время у вас есть определенное фиксированное представление о том, что этот объект из себя представляет. Но вы фантазируете; это вызванная галлюцинациями фантазия. Если вы внимательно проверите свой ум, наполненный привязанностью, вы увидите, что его взгляд полностью загрязнен и что то, что вы воспринимаете, — это фантазия, а не реальность ни объекта, ни субъекта. Между вашим умом и объектом появилось нечто подобное облаку, и это то, что вы видите. Таким образом возникают все заблуждения.
Итак, в конце концов, у кого больше веры — у религиозного человека или атеиста? У атеиста. Атеисты склонны говорить: «Я не верю ничему», но это только говорит их эго. Они верят тому, что видят; они верят тому, что чувствуют; они верят тому, что они думают. Например, атеисты считают некоторые вещи прекрасными — это вера. Это — научная правда о ситуации. Не имеет значения, используют ли они слово «вера» — они верят; они полностью поглощены верой.
Я могу в итоге утверждать, что если ваш ум омрачен темной тенью невежества, если ваши личные влечения обусловлены привязанностью, а не свободным общением, вы верующий. Это просто и логично. Вот почему я всегда говорю, что Дхарма очень проста. Она раскрывает реальность вашего существования, вашей жизни и окружающих вас вещей ... реальность всего. В этом смысл Дхармы.
Когда некоторые люди заходят в супермаркет, они видят невероятную демонстрацию товаров подобно отражению в зеркале. Это подобно тому, когда вы смотрите в зеркало и видите свое отражение, но в то же время вы знаете, что это не настоящий вы. Вот как видят те, чей взгляд на природу супермаркета ближе к реальности — как отражение. Поэтому они могут контролировать любую привязанность, которая может возникнуть. Те же, кто смотрит на мир как на более конкретную реальность, воспринимают товары в супермаркете как фантастические и не могут остановить вибрацию чувств.
Это природа обычной привязанности. Объекты, к которым вы привязаны, заставляют вас трепетать от вожделения, а вещи, которые вы ненавидите, заставляют вас трепетать от гнева. В любом случае, это потому, что вы не понимаете реальности.
На самом деле, те, кто действительно понимают абсолютную природу супермаркета, вообще ничего не видят. Все это исчезает. Это может быть слишком много для вас, чтобы понять, но в том, что я говорю, есть правда.
В заключение, в таком случае, независимо от того, насколько негативно то, что вы совершили, если у вас есть сильное понимание, вы можете полностью это очистить. Нет ни одного негативного действия, которое никогда не может быть очищено; есть решение для всего.
Некоторые христиане говорят об определенных грехах, которые посылают вас в постоянный, вечный ад. Я не критикую; это философская точка зрения. Она хороша; у неё есть цель. Любая философия с целью всегда хороша. Но вы никогда не должны думать: «Я совершил такие ужасные негативные действия, которые я никогда не смогу преодолеть». Это невероятное обесценивание вашей человеческой природы. Любой вид негативности, независимо от того, насколько она велика, может быть очищен. Это сила человеческого ума.
Вот почему лам-рим начинается с учений о том, насколько велик наш человеческий потенциал. Мы должны понять истинную ценность нашей жизни. Мы всегда ищем ценности вовне. Люди даже теряют жизнь в поисках материальных вещей или удовольствий от отдыха. Какая нелепая трата жизни!
Проверьте себя очень искусно, чтобы узнать, цените ли вы материальные вещи больше, чем ваш внутренний потенциал. Это покажет вам, насколько много вы понимаете".
Лама Тубтен Йеше. Из учения, данного Ламой в Институте Ченрезига, Австралия, 28 июня 1976 года.
Оригинал
Фото Архива Ламы Йеше.