О способностях к практике
Из ответов Ринчена Тензина Ринпоче на вопросы учеников
Ученик: Есть три пути практики:
сутра,
тантра и
дзогчен. Вы говорили, что выбор пути происходит в соответствии с качествами и способностями ученика. А как определить эти способности? Как, например, я могу узнать, каким путем следовать мне?
Учитель: Это определяется по нашему образу мышления. У людей с высокими способностями есть ощущение пустотности. Они изначально воспринимают все пустотным, изначально знают, что все не так реально, как кажется. До ознакомления с подлинной природой они не называют это именно пустотностью, но восприятие такое есть. А когда учитель проводит ознакомление с пустотностью, то такой человек сразу естественно понимает, о чем речь.
Также у людей с высокими способностями изначально и естественно присутствует бодхичитта. Еще для определения способностей нужно посмотреть, насколько мы вообще привязаны к мирскому, насколько наш образ мышления похож на образ мышления обычного человека. Ставим ли мы себя на первое место, считаем ли себя важнее других? Делаем ли мы все для своей пользы? Между победой и поражением выбираем ли мы победу? Обычный человек мыслит именно так. Это значит, что по способностям человеку подходит, скорее всего, только сутра. Но даже если у нас низшие способности, подходящие только для сутры, когда мы встречаемся с учителями, которые дают нам наставления по тантре и дзогчену, мы все равно можем следовать этими путями, подобно тому, как маленькие дети идут за взрослым, держась за его руку.
Ученик: У меня вопрос, связанный с предыдущим. А как определить, действительно ли я воспринимаю все пустотным, или я просто думаю, что так воспринимаю?
Учитель: Воспринимать все пустотным, значит воспринимать все явления одинаково, не разделяя на хорошее и плохое. Например, если мы видим камень и золото, у нас не происходит цепляния, разделения, мы не думаем, что золото лучше, а камень хуже. В Тибете сейчас есть один лама, который относится как раз к тем, у кого высшие способности. Он не изучал ни дзогчен, ни сутру, ни тантру вообще ни дня, но когда ему давали ознакомление с природой ума, он тут же воспринял пустотность. Он с детства воспринимал все именно таким образом, одинаково, для него не было разделения на лучше и хуже. То есть восприятие пустотности — это именно такое восприятие, а не мысли и концепции о том, как что-то устроено. На третьем ретрите у нас с вами будет ознакомление с подлинной природой ума, с пустотностью, и вы постепенно начнете лучше понимать это.
Ученик: Нужно ли для проверки результатов очищенности своего сознания помещать себя в такие условия, которые ранее были психологически достаточно тяжелыми? В стерильных условиях можно находиться очень долго, и существует много людей, которые таким образом заблуждаются относительно результатов своей практики.
Учитель: Пока не нужно. С третьего ретрита, когда будет ознакомление с природой ума, можно будет начать делать такие проверки, смотреть, насколько мы можем находиться в этом состоянии в разных условиях. Пока не нужно, рано еще. Это можно сравнить с огнем — если в маленькое пламя положить сразу целое бревно, то оно его просто загасит, а когда пламя уже разгорелось, то любые дрова будут ему только помогать. Пока наша практика еще недостаточно устойчивая для проверок.
Ученик: Были даны рекомендации тем, кто испытывает недостаток сострадания. А что делать тем, кто испытывает его переизбыток?
Учитель: Переизбытка сострадания не бывает (смеется). Если у человека очень много сострадания, то это бодхисаттва, а значит духовная практика у него будет идти очень хорошо. Одного из восьми духовных сыновей Будды Тонпа Шенраба называли «плачущим бодхисаттвой», потому что он постоянно плакал от сострадания, когда видел страдания других живых существ. У Будды Шакьямуни и Будды Тонпа Шенраба тоже был переизбыток сострадания, и в их жизнеописаниях сказано, что Будда Шакьямуни пожертвовал свое тело голодной тигрице, а Будда Тонпа Шенраб — волкам. То есть можно сказать, конечно, что бывает переизбыток сострадания, но недостатка в этом нет, это, наоборот, хорошо.
Читать наставления на другие темы