Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: Всё о медитации

Всё о медитации 12 Апр 2016 15:08 #3735

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Цель медитации — сделать процессы в нашем уме видимыми. (с)

Люди во всём мире верят в то, что счастье зависит и проистекает от внешних факторов. Дхарма учит тому,
что всё создаётся умом, и для осознания и разрешения наших проблем мы должны исследовать своё сознание,
прежде чем обратиться к внешним обстоятельствам. Для того, чтобы сделать это правильно, нам необходимы
различные постижения поэтапного пути к просветлению.

Чтобы узнать, чистое ли у нас лицо, мы должны посмотреть в зеркало. Затем нам нужно применить действенное
средство, — например, мыло и воду, — чтобы умыться. Нам не удастся смыть с лица грязь, если мы разобьём
зеркало или попробуем его увеличить. С безначальных времён мы пытались решать свои проблемы внешними,
а не внутренними способами: но это нас не спасёт!


Сопа Ринпоче

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 20 Авг 2018 12:26 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Периловнук

Всё о медитации 22 Янв 2017 16:02 #9805

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Положение тела при медитации

Существуют семь физических признаков правильной позы медитации в положении сидя. Принятие позы, о которой учил великий Гуру Марпа, заложит в нашем сознании глубокий отпечаток, что подготовит нас к достижению просветления в сущности Дхьяни-Будды Вайрочаны («Нам нанг») — Будды полностью очищенной скандхи формы.

  • А. Лучше всего сидеть в полной позе лотоса (ваджрасане). Сев на плоское сиденье, скрестите ноги так, чтобы тыльная сторона ступни находилась на бедре другой ноги. Если это невозможно, примите позу полутолоса (падмасаны), — левая ступня на полу, а правая ступня на левом бедре. Если и это для вас будет сложно, также приемлема поза Зелёной Тары, когда обе ступни находятся на полу. Но во всех случах правая нога должна быть скрещена перед левой.
    Если для вас не выполнима ни одна из этих поз, можно просто скрестить ноги, как вам будет удобнее, но положение вашего тела должно всегда быть почтительным, так как вы находитесь перед Буддой. Например, неприемлемо опираться о стену.

  • Б. Руки спокойно сложены перед телом, левая ладонь покоится тыльной стороной на подоле, а тыльная сторона правой — на обращённой вверх левой. Ладони раскрыты, а пальцы рук соединены. Кончики пальцев соединены над ладонью. Руки расслабленны и слегка округлены, их следует держать на небольшом расстоянии от тела.

  • В. Спина должна быть прямой — это очень важно. Это не только избавит вас от боли в спине, но ум станет яснее и бдительнее. Будет меньше отвлечений, и это облегчит медитацию, так как при прямой спине энергетические каналы «нади» так же выпрямлены.

  • Г. Глаза должны быть полузакрыты, а взгляд обращён вниз, на кончик носа. Если вы полностью закроете глаза, у вас могут возникнуть вялость и сонливость, но, если вам мешает сосредоточение взгляда на кончике носа, глаза можно закрыть.

  • Д. Челюсти расслаблены, и зубы не плотно сжаты. Губы сомкнуты.

  • Е. Кончик языка касается задней стороны верхних зубов. Это принесёт вам большую пользу в дальнейшей практике — при поддержании сосредоточения ума слюноотделение усиливается, поэтому, если вы будете удерживать язык в этом положении, вам не придётся часто сглатывать слюну.

  • Ж. Шея слегка наклонена вперёд. Но, если склонить голову слишком сильно, появятся вялость и притуплённость, если же держать её прямо, возможно возникновение блуждания, возбуждённости и отвлечения.

Сопа Ринпоче

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 20 Авг 2018 12:27 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Geksa

Всё о медитации 22 Янв 2017 16:07 #9807

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Ум во время медитации

Возбуждённый ум

Иногда наш ум рассеян, не способен удерживать объект сосредоточения и отвлекается из-за омрачений, из-за чего возникают будоражащие мысли и образы. Чтобы обмануть и успокоить этот смятенный ум, можно применить один из двух способов:

  • а) Подавляя все остальные мысли, полностью сосредоточьтесь на своём дыхании: трижды вдохните через правуюм ноздрю и выдохните через левую. Затем трижды вдохните через левую ноздрю и выдохните через правую. После этого трижды вдохните и выдохните через обе ноздри одновременно. Успокоив таким образом свой ум, приступите к медитации.

  • б) Представьте, что ваш ум находится внутри круглого зерна, размером с горчичное, которое разделено на два полушария: верхнее — белое, а нижнее — красное, и пребывает в в центральном канале на уровне пупка. Удерживайте на этом сосредоточение до тех пор, пока ум не успокоится, и затем приступайте к медитации.
    Этот способ используют тибетские йогины.

Притуплённый ум

Когда ваш ум становится вялым и сонливым, визуализация — замутнённой или тёмной, либо у вас нет сил медитировать, можете представить, что ваш ум заключён в маленькой горошине в центральном канале на уровне пупка. Затем эта горошина взмывает вверх по центральному каналу, который следует представлять подобным прозрачной стеклянной трубке, и, как стрела, вылетает из тела через макушку. Горошина раскрывается, и ваш ум, освободившись, сливается воедино со всеобъемлющим пространством. После сосредоточения на этом некоторое время вы можете вернуться к медитации.
Это — особый приём, которым пользовался великий тибетский йогин Падампа Сангье.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 15 Май 2018 18:40 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Ahuli, Geksa

Всё о медитации 22 Янв 2017 19:52 #9826

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Важность правильной мотивации

Для того, чтобы наша практика стала махаянской, недостаточно лишь того, чтобы учение было учением Махаяны, а наши поступки были добродетельными. Мы, практикующие, сами должны стать махаянистами, а это означает, что наш ум должен побуждаться махаянским помыслом — заботе о других и отказе от себя. Если наша основная мотивация связана с себялюбием, то, даже если мы отреклись от сансарических удовольствий, она останется низшим, хинаянским настроем ума.

Преимущества махаянской мотивации (бодхичитты) безграничны. Если с подобным помыслом вы дадите лишь миску еды одному животному, благо от этого будет несравнимо больше заслуг, созданных подношением каждому живому существу миров, полных драгоценностей, — но без подобной мотивации.

Поэтому мы должны проверять свой ум. Если мы обнаружим в себе привязанность к временным удобствам, нам нужно размышлять следующим образом:
«С безначальных времён эти порочные мысли обманывали меня и заставляли страдать в круговороте сансары. Но ныне, в кои-то веки, я родился человеком и обрёл совершенное человеческое рождение. Я встретился с учением Махаяны и с Гуру, который их мне открыл. Если я пойду на поводу у своих дурных мыслей, то упущу этот редчайший шанс, и мои мысли будут по-прежнему меня дурачить и заставят страдать в будущих жизнях. Следовательно, мне нужно их полностью искоренить, уничтожить без остатка, и навсегда покончить с вредоносным, омрачённым, отвлечённым умом. Я должен твёрдо решить для себя, что никогда больше не позволю дурным мыслям властвовать над моим умом».

Затем, делая выдох через правую ноздрю, представьте, что эти пагубные мысли покидают ваше тело в виде чёрного тумана, улетают за самый дальний океан и полностью исчезают.

Вдыхая через левую ноздрю, представьте, что в ваше тело в виде чистого белого света входит высшее знание силы, мудрости и сострадания и благословения бесчисленных будд, бодхисаттв, архатов и прочих святых существ — вышедших за пределы обыденного мирского мышления, — всех десяти сторон света. Вы наполняетесь их знанием и благословениями, и ваши ум и тело испытывают безграничное блаженство.

Сосредоточившись на дыхании, но дыша естественно, выполните этот цикл три раза. Затем повторите упражнение, вдыхая через правую ноздрю и выдыхая через левую, — также три раза. Наконец, повторите его трижды, вдыхая и выдыхая одновременно через обе ноздри. При этом ваш ум должен оставаться как можно спокойнее и яснее.

Сопа Ринпоче
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 15 Май 2018 18:41 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Ahuli

Всё о медитации 23 Янв 2017 14:07 #9859

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Пять препятствий в медитации

Первый фактор — это сонливость. Иногда ее называют "самадхи Пустого Пространства", возникающее при занятиях медитацией. До определенной ступени оно признается, но на самом деле самадхи Пустого Пространства есть состояние темноты. Считается, что оно подобно состоянию заключенного, брошенного в темницу. Поэтому, прежде всего, нужно прогнать эту сонливость.

Следующее — возбужденность. Это состояние возбуждения — например, такие мысли, как: "Завтра я хочу сделать то, я хочу сделать это!" Это подобно тому, как дети едут на пикник и с возбуждением думают о завтрашнем дне. Это состояние делает душу заносчивой, спесивой, поэтому его необходимо разрушить.

Далее — сомнения. Например, человек, приступивший к практике, имеет такие мысли, как: "Правда ли данный способ практики хорош?" или "А смогу ли я стать счастливым с помощью этой практики?", или "Смогу ли я достичь Освобождения с помощью этой практики?"

Следующее — лень: "Ох, сегодня я опять не хочу практиковать". Положив руку на сердце, вы, наверное, заметите у себя подобные мысли: "А, сегодня сойдет и так", "Отложим до завтра", "Отложим до послезавтра". Такая леность становится помехой для нашей практики и является одним из препятствий.

И еще одно препятствие — злобное сердце, которое иначе можно назвать ненавистью, враждебностью. Такая работа сознания устремляет душу в сторону ненависти и нарушает концентрацию.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 15 Май 2018 18:42 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 21 Апр 2018 12:05 #16037

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Памятка для ежедневной практики

Проверяйте свою мотивацию так часто, как только возможно. Утром, еще до того как встать с постели, укрепите себя на целый день в ненасильственном, позитивном взгляде на мир. Вечером обдумайте то, что вы делали в течение дня.

Отмечайте, насколько полна страданий ваша жизнь: существует физическая и внутренняя боль, связанная с болезнями, старостью и смертью, и вы, естественно, стремитесь ее избежать; существуют временные переживания (такие, как употребление вкусной пищи), которые кажутся сами по себе удовольствием, но при неумеренности приносят боль: это — страдание перемен.

Когда удовольствие сменяется болью, обращайте внимание на то, как проявляет себя глубинная природа первоначального удовольствия. Привязанность к поверхностным удовольствиям принесет лишь большую боль; размышляйте о том, что вы вовлечены во всепронизывающий процесс обусловления, который вам не подконтролен: им управляют карма и пагубные эмоции.

Постепенно вырабатывайте более глубокий и реалистичный взгляд на свое тело, рассматривая его составляющие — кожу, кровь, мышцы, кости и т. д.

Тщательно анализируйте свою жизнь. Если вы постоянно будете этим заниматься, то рано или поздно уже не сможете попусту растрачивать свою жизнь, действуя как робот или видя путь к счастью в зарабатывании денег.

Научитесь позитивно воспринимать трудности. Напоминайте себе, что перенося тяжелую ситуацию с чувством благодарности в душе, вы, кроме всего прочего, предотвращаете еще худшие кармические последствия. Примите на себя тяготы схожих страданий всех других людей.

Всегда оценивайте возможные отрицательные и положительные последствия гнева, привязанности, зависти и ненависти: когда вам станет ясно, что эти последствия весьма губительны, продолжите свои размышления. Со временем ваша убежденность окрепнет. Непрестанные раздумья, например, о вреде гнева, заставят вас понять, что гнев лишен смысла; этот вывод, в свою очередь, постепенно сведет ваш гнев на нет.

Его Святейшество Далай-лама XIV "Буддийская практика. Путь к жизни полной смысла"

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Hi

Всё о медитации 13 Май 2018 13:14 #16520

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Медитация — это работа с нашей торопливостью, с нашим беспокойством, с нашей постоянной занятостью делами.

Медитация дает нам пространство, или почву, где наше беспокойство может функционировать, где оно находит место для своего проявления и свободного релаксирования.
Если мы не вмешиваемся в это беспокойство, оно становится частью пространства. Мы больше не подавляем желание снова и снова ловить свой хвост.

Практика медитации состоит не в том, чтобы вызвать гипнотическое состояние ума или создать ощущение полного спокойствия. Старание достичь спокойного состояния ума отражает психологию нищеты. Стремясь к состоянию спокойствия ума, мы тем самым оказываемся в состоянии боевой готовности против беспокойства. Налицо постоянная параноидная установка, постоянная ограниченность. Мы ощущаем необходимость быть на страже против внезапных приступов страсти или агрессивности, которые могут захватить нас, заставить утратить самоконтроль. Это состояние настороженности ограничивает диапазон ума, ум уже не воспринимает всего происходящего.

Вместо этого медитация должна отражать психологию богатства — способность использовать все, что возникает в сфере ума. Таким образом, если мы обеспечиваем достаточный простор для беспокойства, чтобы оно могло свободно функционировать в этом пространстве, тогда энергия перестает быть беспокойной, потому что она обретает фундаментальное доверие к себе.

Медитация как бы дает беспокойной корове огромный богатый луг, покрытый сочной травой. Некоторое время корова может вести себя беспокойно и на этом лугу, но рано или поздно беспокойство станет неуместным: пространство так велико — корова ест, ест, ест, в конце концов наедается и… погружается в сон.

Чогьям Трунгпа Ринпоче

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 31 Май 2018 08:22 #16678

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Чрезвычайно чувствительный ребёнок, я был весь во власти своих эмоций. Внешние обстоятельства вызывали у меня резкую перемену настроения. Стоило кому-то улыбнуться мне или сказать что-то приятное, и я оставался счастлив не один день. Малейшая неприятность — например, не справился с заданием или кто-то меня отругал — и мне хотелось провалиться сквозь землю. Я был невероятно робок с посторонними: начинал дрожать, терял дар речи и у меня кружилась голова.

Неприятные ситуации случались намного чаще, чем приятные, и в свои ранние годы чаще всего я находил утешение только в одном: убегал в горы, окружавшие мой дом, и сидел в одиночестве в одной из многочисленных тамошних пещер. Эти пещеры были совершенно особыми местами, где на протяжении поколений буддийские практики, уединившись, предавались медитативному затворничеству. Я почти ощущал их присутствие и мне передавался покой ума, которого они достигали. Я подражал той позе, в которой часто видел своего отца — Тулку Ургьена Ринпоче, великого мастера медитации, — и его учеников, и делал вид, что медитирую. Формально я еще не начал обучение, но, когда я просто сидел там, я проникался ощущением присутствия тех старых мастеров, чувством покоя. Казалось, время остановилось. Потом я, конечно, спускался вниз, и бабушка бранила меня за исчезновение. Весь тот покой, который я было начал ощущать, мгновенно испарялся.

Положение вещей немного улучшилось, когда мне исполнилось девять лет и я начал официально учиться у своего отца. Однако — и это несколько странно слышать о человеке, который путешествует по миру, уча медитации, — хотя мне нравилась сама идея медитации и открываемые ею перспективы, на самом деле мне не нравилось выполнять практику. У меня что-нибудь чесалось, спина болела, ноги затекали. В уме роилось столько мыслей, что я никак не мог сосредоточиться. Меня отвлекали возникавшие вопросы: «А что если бы здесь случилось землетрясение или буря?». Особенно меня пугали проносившиеся в той местности бури, очень сильные, с многочисленными молниями и раскатами грома. Сказать правду, я был настоящим образцом искреннего практика, который никогда не практикует.

Хороший учитель медитации — а мой отец был одним из лучших — обычно спрашивает своих учеников о том, каковы их переживания в медитации. Таков один из способов, которым учитель оценивает развитие ученика. Очень трудно скрыть истину от учителя, умеющего видеть знаки продвижения, и это еще труднее, если учитель — ваш отец. Так что, хоть я и понимал, что разочаровываю отца, мне ничего не оставалось, как сказать ему правду.

Как оказалось, быть честным — лучший выбор, какой я мог сделать. Опытные учителя и сами обычно прошли через большинство трудных этапов практики. Очень редко бывает, чтобы кто-то достигает совершенной устойчивости в медитации в первый раз, когда он садится практиковать. Даже такие редкие личности знают от своих учителей и из текстов, написанных учителями прошлых времен, о разнообразных трудностях, с которыми сталкиваются практикующие. И, конечно же, тот, кто многие годы учит сотни учеников, несомненно, был свидетелем всевозможных жалоб, разочарований и ошибочных пониманий, возникающих в ходе обучения. Глубина и широта накопленного таким учителем знания позволяет ему без труда определить безошибочное средство против той или иной трудности и получить интуитивное понимание того, как именно его применить.

Я всегда испытываю благодарность за ту доброту, с которой отец выслушивал мои покаянные рассказы о том, как безнадёжно я отвлекаюсь, что не могу следовать даже самым простым наставлениям по медитации, например сосредоточиваться на зримом объекте. В первую очередь он говорил, чтобы я не беспокоился, потому что отвлекаться — это нормально, особенно поначалу. Когда люди впервые приступают к практике медитации, в их уме неожиданно всплывают всевозможные вещи, словно сор, уносимый бурным течением реки. Этим «сором» могут быть телесные ощущения, эмоции, воспоминания, планы и даже такие мысли, как «я неспособен медитировать». Так что некоторые вещи совершенно естественны, например, такие вопросы: Почему я не могу медитировать? Что со мной не так? Все остальные, кто тут сидит, способны следовать наставлениям, так почему же мне это трудно? Потом он объяснял: именно то, что проносится в моём уме в любой данный момент, и есть то, на чём нужно сосредоточиться, потому что, так или иначе, как раз на это обращено моё внимание.

Именно то, что ты начинаешь уделять происходящему внимание, объяснял отец, постепенно успокаивает бурную реку таким образом, что у тебя появляется возможность иметь проблеск переживания пространства между тем, на что ты смотришь, и простой осознанностью этого смотрения. Благодаря практике это пространство будет становиться всё длиннее и длиннее. Постепенно ты перестанешь отождествлять себя со своими мыслями, эмоциями и ощущениями и начнешь отождествлять себя с чистой осознанностью переживания.

Не могу сказать, чтобы моя жизнь немедленно переменилась из-за таких наставлений, но они приносили мне огромное утешение. Мне не надо было ни бросаться прочь от того, что отвлекало, ни позволять всему этому набрасываться на меня и увлекать за собой. Я мог, так сказать, «бежать на месте», используя всё, что бы ни появилось: мысли, чувства, ощущения — как благоприятную возможность познакомиться с собственным умом.

Йонге Мингьюр Ринпоче "Радостная мудрость, принятие перемен и обретение свободы"
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 07 Июнь 2018 22:14 #16791

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Далай-лама о медитации

Что мы понимаем под медитацией? С буддийской точки зрения медитация ― это духовная дисциплина, которая даёт вам возможность контролировать свои мысли и эмоции. Почему же мы не можем достигнуть истинного, продолжительного счастья, к которому мы так стремимся? Буддизм объясняет это следующим образом: обычное состояние человеческого сознания характеризуется беспорядочностью мыслей и дикостью эмоций. Коль скоро мы не можем их контролировать, то они контролируют нас. Получается, что наши мысли и наши эмоции в первую очередь отзываются на негативные импульсы. Наша задача ― сделать так, чтобы и мысли, и эмоции подчинялись позитивным импульсам

བསམ་གཏན་གསུམ། ― Три вида медитации:

1) ཚེ་འདི་ལ་ལུས་སེམས་བདེ་བར་གནས་པར་བྱེད་པའི་བསམ་གཏན། ― Медитация, приносящая блаженство телу и уму в этой жизни;

2) ཡོན་ཏན་ཐམས་ཅད་བསྒྲུབ་པའི་བསམ་གཏན། ― Медитация, создающая все достоинства;

3) སེམས་ཅན་གྱི་དོན་བྱེད་པའི་བསམ་གཏན ― Медитация, исполняющая благо существ.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 20 Авг 2018 12:28 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 20 Авг 2018 10:29 #17549

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Что такое медитация?

Если говорить о медитации, то в буддизме существует два вида медитации.
Один ― это медитация Дзогчен и медитация на пустотности. Это медитации, которые являются медитациями на изначальной сути нашего сознания, нашего ума. Это высшие медитации.

Другие два вида медитации, которые больше используются в учениях Махаяны, это аналитическая медитация, которая связана с осмыслением 12 звеньев взаимозависимости и другими философскими понятиями. Также медитация успокоения, медитация концентрации, медитации на объекте и на божествах.
Это два вида медитации, о которых мы говорим.



В чём же основная польза медитации, особенно высших медитаций на пустотности и по практике Дзогчен? В момент смерти каждому предоставляется возможность достичь состояния Будды, если вы узнаете ясный свет вашего собственного ума. Когда мы умираем, нет никаких существ которые тащат нас в ады.
Также, когда мы умираем, к нам не спускаются ни Будды, ни божества, и никуда не направляют нас, чтобы мы получили следующее рождение. Всю работу в момент смерти делает наше сознание. Если мы можем узнать пустотность нашего ума в момент смерти, то мы достигаем состояние Будды и это высшая польза от медитации.

Пояснения Ламы Пемы Рандрола на 1-й встрече в ноябре 2017 года
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 20 Авг 2018 10:32 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 25 Авг 2018 16:19 #17619

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Всем ли полезна медитация?

Для буддиста высшей целью медитации является состояние просветления или состояние Будды. И с этой точки зрения, конечно, для всех, кто принимает буддизм, медитация полезна. Например, мы можем посмотреть не на историю, не на какие-то страницы из прошлого, которые были несколько тысяч лет назад или несколько сотен лет назад. Если говорить о результатах медитации, то в нашем, в 21 веке, в двадцатом веке, многие великие тибетские ламы достигли состояния Будды именно благодаря осознаванию состояния ума и в момент смерти. Например, несколько лет назад ушёл Чандрал Ринпоче, известный Ринпоче в Непале. И его тело находилось в состоянии медитации 25 дней.

Он сидел в позе медитации, и, несмотря на очень жаркий климат, его тело не разлагалось и не имело никакого запаха. В течение 25 дней его сознание постигало состояние Будды и достигло этого состояния. И знаком его реализации как раз являлось то, что его тело пребывало в таком состоянии. Оно полностью преодолело смерть и законы физического тела.

И после кремации на месте его тела остался не просто пепел, а остались шарики, разные фигуры, которые возникли из этого пепла. Они возникли сами, никто их каким-то особым образом не складывал, не склеивал. И с этой точки зрения, если говорить о буддийской философии, медитация абсолютно полезна.

Также многие другие Ринпоче ― мы были свидетелями в Непале, в Индии, в Тибете как многие ламы достигли просветления именно в момент смерти, достигли высшей реализации для буддиста ― состояния Будды.

Пояснения Ламы Пемы Рандрола на 1-й встрече в ноябре 2017 года
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 29 Авг 2018 15:11 #17691

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
«Нашей основополагающей человеческой природе не свойственно насилие и жестокость. Потому что наша основополагающая человеческая природа ценит покой любовь, доброту и сострадание. И именно потому, что наша основополагающая человеческая природа ценит любовь, мир и покой, мы можем обрести этот покой. Мы можем установить этот мир и покой внутри и тогда установится мир и покой снаружи.

И поэтому медитация возможна. Каждый может заниматься медитацией. Потому что у каждого из нас есть глубокая основополагающая природа, стремящаяся быть в мире и покое. И весь мир раскрывается в тот момент, когда мы чувствуем это спокойствие»

Гьетрул Джигме Ринпоче
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 02 Окт 2018 12:56 #18102

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Во время медитации, прежде всего полностью завершив все свои дела и [предварительно] опорожнив кишечник и мочевой пузырь, находясь в хорошем месте, где нет беспокоящих звуков, йогин должен размышлять: «Да приведу я всех живых существ к сердцевине Просветления». Тот, кто намеревается спасти всех существ, активизирует великое сострадание и делает простирания перед всеми буддами и бодхисаттвами, которые располагаются в десяти направлениях, в виде изображений или чего-то еще. Он возносит молитвы и делает подношения им, насколько хватает сил. Признаваясь в проступках, он радуется заслугам всех существ.

Кроме того, он должен сидеть на мягком и удобном сидении, в полной или расслабленной позиции Вайрочаны, с направленными на кончик носа полузакрытыми глазами и с выпрямленным телом (спиной), поместив свое внимание во внутрь. Затем удерживают плечи на одном уровне, не поднимая и не опуская, а также не поворачивая голову в сторону; нос и пупок должны быть на одной линии. Зубы и губы [должны оставаться] в естественном положении, а язык рядом с верхними зубами. Дыхание не должно сопровождаться звуком, а также оно не должно быть порывистым или затрудненным, но легко, плавно и без усилий двигаться внутрь и наружу.

Камалашила. Стадии медитации. Советы царю

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 22 Окт 2018 15:16 #18249

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Буддийские истории

Прежде чем идти дальше, я бы хотел поговорить о медитации. Это связано с тем, что медитация является инструментом, необходимым во всех наших практиках, включая практики нёндро, а также с тем, что в наши дни разные люди понимают под медитацией разные вещи. Чтобы прийти к общему пониманию, я хочу поделиться воспоминаниями о своём первом опыте, когда я только знакомился с медитацией.

Мой отец сравнивал воздействие медитации с поведением хорошего пастуха. Из большого окна его маленькой комнатки в Наги Гомпе мы могли видеть необъятную ширь неба и раскинувшийся внизу Катманду. Иногда мы сидели вместе и наблюдали, как мальчишки пасут скот.

― Хорошие пастухи сидят на холме и смотрят за стадом, они бдительны и внимательны, ― объяснял мой отец. ― Если животное отбилось от стада, они быстро спускаются вниз и помогают ему найти дорогу обратно. Они не мечутся вокруг стада, направляя его то туда, то сюда, мешая бедным животным спокойно поесть и изматывая их, а также самих себя.
― Хорошие пастухи занимаются медитацией? ― спросил я.
― Они не работают со своим умом напрямую, ― ответил отец. ― Так что они не занимаются медитацией, но они расслаблены и не отвлекаются. Они смотрят наружу, на своё стадо, сохраняя внутреннюю уравновешенность. Они не гоняются за овцами. Когда мы медитируем, мы не гоняемся за мыслями. У плохого пастуха узкое поле обзора. Он может догнать одну овцу, убредшую налево, но упустить другую, ушедшую направо, так что в конце концов ему приходится бегать кругами, как собаке, гоняющейся за собственным хвостом. Когда мы медитируем, мы не пытаемся контролировать свои мысли и чувства. Мы просто пребываем в естественном покое, подобно хорошему пастуху, бдительному и внимательному.



Однажды мой отец указал на мальчика, который сидел на солнце, навалившись на плоский камень, и следил за пасущимся внизу стадом. Мальчик развязал узелок, в котором был его обед, и начал медленно есть, время от времени поднимая глаза, чтобы проверить, где его козы. Закончив есть, он взял деревянную флейту, и мой отец раскрыл окно, чтобы послушать, как он играет. Казалось, все были довольны: мальчик, мой отец и овцы.

― Этот мальчик медитирует? ― спросил я отца.
Он отрицательно покачал головой.
― Но он всё равно счастлив? ― спросил я.
― Хороший пастух может вести себя так, как ему хочется, ― объяснил мой отец. ― Его ум спокоен, и это успокаивает его стадо. Он не заставляет животных нервничать, и поэтому они не убегают. Это даёт ему время присесть, пообедать и поиграть на флейте. Но не путай расслабленное поведение с расслабленным умом. Сегодня светит солнце. Не особенно холодно и ветер не слишком сильный. Невозможно представить лучших условий для пастуха. Но что будет, когда они изменятся? Что произойдёт с умом, если владелец коз продаст их? Чтобы познать истинную свободу ума, мы должны медитировать, дабы распознать саму природу ума. Тогда мы не будем уноситься вслед за мыслями, эмоциями и обстоятельствами. Каким бы ни был день ― ненастным или солнечным, ум всегда спокоен.

Чтобы развить устойчивость ума, не зависящую от обстоятельств, мы должны работать с самим умом. Непосредственная работа с умом раскрывает исконное качество медитативного осознавания. Все практики нёндро отличаются друг от друга подходом и содержанием. Но во всех случаях мы целенаправленно работаем с умом.

Йонге Мингьюр Ринпоче "Превращая заблуждение в ясность"
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 03 Дек 2018 17:30 #18942

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Цель ― прийти к бесцельности. Потому что в какой то момент, если у тебя есть цель в медитации, то у тебя
проблема. Если цели нет, то вы в медитации. Не надо подходить к медитации с целью или с амбициями. Вы
просто хотите побыть в настоящем моменте. Не приходите с идеями, иначе вы не сможете переживать
медитации «сейчас». В голове не должно быть цели, что эта медитация ― это то, что мне нужно. Потом у вас
появляется чувство ― "ну вот, я это заполучил" или "эта техника крута", или "этот инструктор хорош". Но вы
будете испытывать собственную версию медитации, я не подлинную медитацию.

Гьетрул Джигме Ринпоче
(отрывок из лекции в Высшей Школе Экономики, сентябрь 2018 г.)


Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 03 Дек 2018 17:31 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 03 Дек 2018 18:36 #18947

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Медитация находится не на уровне объекта, а на уровне субъекта. Предмет вашей медитации ― вы сами.

Лама Тубтен Йеше

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 11 Дек 2018 14:16 #19077

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Основные понятия буддизма: медитация

Следует признать, что у человека как биологического вида очень низкая толерантность к дискомфорту. Научиться присутствовать в своей уязвимости — новый для нас опыт, и помочь в этом может сидячая медитация. Сидячая медитация, также называемая практикой внимательности-осознавания, составляет основу пути культивирования Бодхичитты, пути воина-бодхисаттвы. ...

Постепенно в процессе медитации мы начинаем замечать, что в нашем внутреннем диалоге появляются промежутки: в непрерывном разговоре с самим собой внезапно возникает пауза, как будто мы пробуждаемся ото сна. И обнаруживаем, что можем спокойно пребывать в этой пустоте, в этой ясности и чистом осознавании, уже существующих в нашем уме. Мы переживаем моменты присутствия, исполненные простоты, открытости и покоя.

Возвращение к непосредственному опыту ведёт к раскрытию Бодхичитты. Просто присутствуя, мы всё больше расслабляемся в открытом пространстве своего существа. Мы как бы уходим из мира фантазий и обнаруживаем простую истину.

Однако в том, что сидячая медитация приведёт к такому результату, нет никакой гарантии. Можно практиковать многие годы без каких-либо изменений. Медитация даже может стать средством укрепления наших ложных убеждений: мы можем верить, что она защитит нас от дискомфорта, «исправит» нас, избавит от страхов, поможет реализовать надежды. Это происходит, когда мы неправильно понимаем цель этой практики.



Действительно, зачем нам медитировать? Зачем тратить время, оставаясь наедине с самим собой? Это вопрос, который следует задать себе с самого начала.

Пытаться изменить себя бесполезно, поскольку это подразумевает борьбу и самоотвержение. А отвержение себя — это, пожалуй, наш основной механизм, который блокирует Бодхичитту.

Но тогда возникает разумный вопрос: если не пытаться изменить свою сущность, значит, до конца жизни оставаться зависимым от эмоций, от гнева? Любые попытки изменить себя бесполезны, потому что тогда мы сопротивляемся собственной энергии; любое самоусовершенствование может дать только временные результаты. Устойчивая же трансформация происходит лишь в том случае, когда мы относимся к себе как к источнику мудрости и сострадания. Как сказал буддийский мастер восьмого века Шантидева, мы подобны слепому человеку, который нашёл драгоценный камень в куче мусора. Именно то, что нам хочется выкинуть, что кажется нам отвратительным и пугающим, скрывает в себе тепло и ясность Бодхичитты.

Только когда мы расслабляемся и начинаем полностью принимать себя, медитация превращается в трансформативный процесс. Только относясь к себе без критики, доброжелательно и искренне, мы можем освободиться от разрушительных привычек. Без Майтри отказ от старых привязанностей превращается в насилие. Это важно понять.



Практикуя медитацию, мы развиваем четыре качества Майтри: непоколебимость, ясное видение, переживание негативных эмоций и присутствие в настоящем моменте. Эти качества важны не только для сидячей медитации, но также для всех остальных практик культивирования Бодхичитты и для решения повседневных жизненных ситуаций.

Непоколебимость. Во время медитации мы укрепляем внутреннюю непоколебимость. Что бы нас ни одолевало — боли в теле, безумные мысли или эмоции, скука или сонливость — к любому своему опыту мы относимся с терпимостью. Как бы нам ни хотелось вскочить и убежать из комнаты, мы не делаем этого. Мы просто обозначаем возникший импульс как мысль, не давая никаких оценок. Это отнюдь не легко, поскольку человек склонен уходить от неприятных переживаний.

Чтобы развить в себе непоколебимость, необходимо медитировать каждый день, хотя бы понемногу. При любых обстоятельствах, здоровы мы или больны, в хорошем настроении или подавлены, легко нам даётся медитация или нет, мы должны сидеть и медитировать. Со временем мы поймём, что смысл медитации не в том, чтобы делать её правильно или достичь какого-то определённого состояния, а в том, чтобы свидетельствовать самого себя. Пока мы не осознаем свои саморазрушительные шаблоны поведения и не посмотрим на них с сострадательным пониманием, мы не сможет от них освободиться.

Один из аспектов непоколебимости — способность присутствовать в своём теле. Поскольку медитация фокусируется главным образом на работе с умом, мы легко забываем о теле. Садясь медитировать, важно в первую очередь прийти в контакт со своим телом, осознавая всё, что с ним происходит. В течение нескольких минут, начиная от макушки головы, охватите вниманием всё своё тело, каждую его часть. Столкнувшись с болью или напряжением в каком-то участке, сделайте три-четыре вдоха и выдоха, удерживая внимание на этой области. Дойдя до стоп, можно остановиться или пройтись по телу ещё раз, теперь снизу вверх. Затем в процессе медитации можно раз или два снова вернуться к осознанию тела, быстро направив внимание на то, что происходит в данный момент. Вы сидите, слышите звуки, ощущаете запахи, видите образы, испытываете боль, вдыхаете и выдыхаете. К осознанию тела можно обратиться в любой момент, когда вы захотите, а потом снова вернуться к основной практике.

Практикуя медитацию, мы начинаем видеть присущее нам беспокойство. Иногда мы встаём и прекращаем медитацию. Иногда продолжаем сидеть, но наше тело возится и ёрзает, а ум блуждает где-то вдалеке. Это бывает настолько неприятно, что становится невыносимо сидеть на месте. Но при этом мы узнаём не только что-то о себе, а в целом о человеческой природе. Мы все привыкли находить опору и успокоение в воображаемом мире воспоминаний, фантазий и планов. На самом деле нам не хочется присутствовать в настоящем моменте, переживать свой непосредственный опыт. Нам это не нравится. В такие моменты может помочь только мягкость и чувство юмора.

Основное правило в данной практике — присутствовать... присутствовать... просто присутствовать. Практика медитации аналогична дрессировке собаки. Если мы начнём бить собаку, конечно, она будет послушной, но при этом очень скованной и боязливой. И покорно выполняя наши команды: «Стоять!», «Сидеть!», «Ко мне!», станет невротичной и нерешительной. Если же обучать собаку, используя мягкость и доброту, мы получим находчивое и уверенное животное, которое не растеряется в любой непредсказуемой и сложной ситуации.

Итак, каждый раз, замечая, что вы отвлеклись, мягко побуждайте себя вернуться и просто присутствовать. Возникло беспокойство? Присутствуй! Крутятся мысли в голове? Присутствуй! Одолевают страхи или отвращение? Присутствуй! Болят колени и спина? Присутствуй! Интересно, что сегодня на обед? Присутствуй! Что я вообще здесь делаю? Присутствуй! Я больше не могу выносить этого ни одной минуты! Присутствуй! Так мы развиваем непоколебимость.

Пема Чодрон "Там, где страшно"
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 16 Фев 2019 19:33 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Tatowierer

Всё о медитации 10 Янв 2019 00:00 #19880

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Учимся медитировать

Поскольку осознавание присутствует всегда, может показаться, что мы должны всегда замечать его. Однако даже после того как мы породили намерение и мотивацию, наши усилия могут не достичь цели, и мы можем испытать разочарование: «Это звучит так просто, почему же у меня не получается?» Потому что, несмотря на всё наше интеллектуальное понимание, мы на самом деле не понимаем, насколько это просто, и по-прежнему держимся за свои ложные воззрения. Во всех этих воззрениях есть одно общее заблуждение: вера в то, что с настоящим моментом что-то не так. Возможно, место, где мы медитируем, недостаточно тихое, возможно, нам слишком жарко или слишком холодно; возможно, у нас слишком много мыслей или эмоций, или же мы думаем, что наши мысли и чувства неправильные. Что бы ни происходило, мы связываем проблему с настоящим моментом.

Когда мы начинаем проводить эксперименты по раскрытию таких аспектов ума, с которыми мы прежде не имели дела, как только мы создаём такое намерение, всё, что происходит, нормально. Мы просто замечаем то, что проявляется, и отпускаем это. Мы не зацикливаемся на этом, не удерживаем и не осуждаем это. Мы просто наблюдаем парад мыслей и эмоций со смотровой площадки.

Вместо того чтобы пытаться создать идеальные ментальные и физические условия для медитации, гораздо лучше использовать в качестве опоры наше собственное тело. Будда сказал, что наше тело подобно чаше, а ум — воде. Когда чаша неподвижна, вода неподвижна. Когда чаша движется, вода движется. Покой тела поддерживает наши старания, направленные на работу с умом, так что поза — это первое, чему мы должны научиться, когда обучаемся медитации.

Если у вас есть определённое место для медитации, это может помочь, но не нужно думать: «Ах, у меня нет комнаты для медитации с идеальным алтарём и большим окном с видом на водопад». Привязанность к идеальному месту для медитации просто отвлекает внимание или служит предлогом не медитировать. Мы работаем с любой наличной ситуацией. Если у нас есть спокойное, чистое место — это прекрасно, замечательно. Если мы живём в грязном, хаотичном городе — тоже не проблема. Люди практикуют медитацию в тюрьмах, армейских казармах, приютах для бездомных и больницах. Суть в том, чтобы работать со своим умом. Все остальное — любые благоприятные и неблагоприятные условия — может быть использовано для практики.

Самая лучшая опора для работы с нашим умом — это не внешнее место, а наше собственное тело. Мы уже знаем о связи между телом и умом: когда тело теряет энергию во время болезни, ум тоже теряет энергию. Иногда, если у нас простуда или головная боль, мы говорим: «У меня голова не работает». Если ум страдает от подавленности, тело тоже чувствует себя отвергнутым, словно побитым жизнью. Во время таких радостных переживаний, как роман или повышение по службе, тело расцветает, наполняясь уверенностью. И всё же обычно люди не обращают внимания на то, как тело может поддержать ум во время медитации.

Семичастная поза

Принимая позу, поддерживающую нашу практику, мы опираемся на классический набор указаний под названием «семичастная поза». Эта поза символизирует качества просветлённой формы. Эти указания позволяют достичь стабильности тела, создать фундаментальную опору для ума и выровнять энергетические каналы, что позволяет поддерживать бдительность, открытость и расслабленность ума.



Поскольку тело каждого человека уникально, с позой всегда приходится немного поэкспериментировать. Не пытайтесь сразу сидеть подолгу. Гораздо полезнее сохранять устойчивую позу в течение короткого времени — пяти-десяти минут — и постепенно увеличивать это время, чем сорок минут ёрзать и отвлекаться на неприятные или болезненные ощущения.
Ноги

Сядьте на пол со скрещёнными ногами. Большинство людей сидят на подушке, чтобы ягодицы оказались немного выше колен. Это создаёт опору из трёх точек, дающую ощущение укоренённости в земле и укрепляющую верхнюю часть тела. Если вы испытываете физические трудности, не позволяющие вам сидеть на полу, можно сидеть на стуле, однако спину следует держать прямой, а колени должны быть на одном уровне с бёдрами. Чтобы выровнять бёдра и колени, можно положить подушку на стул, чтобы приподнять тело, либо под ноги. Вы должны ощущать, что ваши ноги устойчиво покоятся на земле. Вам нужно принять позу, создающую ощущение силы и смелости, не агрессивную, но и не пассивную.

Если вы сидите на полу, то можете скрестить ноги одним из нескольких способов. Поза ваджры (также известная как поза полного лотоса) создаёт самое устойчивое основание: левая ступня покоится на правом бедре и расположена ближе к телу. Правая ступня покоится на левом бедре. Тибетцы редко используют эту позу. Большинство практикующих медитацию используют позу полулотоса, когда одна из ступней лежит на противоположном бедре. Ещё одна поза: обе ноги согнуты и лежат на полу, первая — близко к телу, вторая — снаружи от неё.

Все эти положения ног обеспечивают поддержку спины и помогают справиться с беспокойностью тела и ума.

Йонге Мингьюр Ринпоче "Превращая заблуждение в ясность"
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 30 Янв 2019 22:16 #20008

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Медитативное осознавание

Для медитации необходима определённая степень осознавания самого осознавания. Мы начинаем познавать качество ума, а не только феномены, воспринимаемые умом. Когда мы начинаем медитировать, может быть полезно использовать опору, такую как изображения будд, дыхание или цветок. Мы успокаиваем своё внимание на этой опоре. Но простое направление внимания — это ещё не медитация. Две важнейшие составляющие медитации — это намерение и распознавание. Сначала мы целенаправленно успокаиваем ум, направляя его на опору, и здесь задействуется намерение. Мы также осознаём то, что происходит, в момент, когда это происходит, — и это распознавание. Иными словами, когда наше внимание покоится на дыхании, мы не поглощаемся этим переживанием настолько, что теряем контакт со всем остальным. Мы полностью осознаём дыхание, но также знаем, что мы наделены осознаванием.

Допустим, мы используем в качестве опоры для осознавания цветок. Мы направляем внимание не объект и используем его, чтобы поддержать распознавание осознавания. В этом смысл опоры. Объект медитации поддерживает развитие распознавания. Будда Шакьямуни сказал: «Когда монах идёт — он знает, что идёт; когда он стоит — знает, что стоит; когда сидит — знает, что сидит; когда лежит — знает, что лежит». Это знание, это распознавание каждого мгновения и любой активности и есть медитация.



Распознав осознавание, мы можем и дальше использовать опору, если она полезна, но без узкого сосредоточения на ней. Использование опоры для медитации, такой как дыхание или визуальный образ, становится средством достижения более просторного, расслабленного состояния ума, которое остаётся устойчивым даже в гуще умственной деятельности. Если сначала вы используете в качестве опоры цветок, не беспокойтесь о том, есть ли у вас осознавание. Намерения и мотивации достаточно, чтобы возникло распознавание.

В качестве опоры в практиках нёндро могут использоваться различные объекты — от животных, таких как коровы или собаки, до божественных существ, божеств и гуру и даже… целых вселенных. Опорой может быть звук мантры. Однако с чем бы вы ни работали — с цветком или со своим дыханием, — процесс один и тот же. Опора выступает как способ раскрыть и распознать качества ума.

Йонге Мингьюр Ринпоче "Превращая заблуждение в ясность"
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Всё о медитации 24 Март 2019 12:13 #20435

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9542
  • Спасибо получено: 5310
  • Репутация: 202
Буддийские истории

Приведем пример из жизни великого Джецюна Миларепы, описанный в книге «Сто тысяч песен Миларепы». Одна из его учениц, молодая женщина по имени Палденбум обратилась к нему за поучениями о медитации. Сначала учитель проверил, насколько сильно Палденбум предана Дхарме, и, убедившись в этом, даровал ей обет Прибежища. Затем он дал ей наставления по медитации.
«Медитируй на небо, — сказал он, — и на пространство, которое пребывает за пределами любых ограничений, не имея ни центра, ни края. Медитируй на океан — такой глубокий, что все концепции о поверхности, глубине и дне теряют смысл. Медитируй на свой ум — природу ума, когда концепции свечения и не-свечения, ясности или ее отсутствия становятся неуместными».

Палденбум была родом из богатой семьи, для нее все делали слуги, и ей недоставало физических сил для того, чтобы стать ученицей Миларепы. Однако ее преданность учителю была необычайно велика. Девушка отважно отказалась от мирской жизни и, вдохновленная поучениями Миларепы, отправилась медитировать в горные пещеры. Вскоре она вернулась за разъяснениями.
«Миларепа, — сказала она, уважительно склонившись и совершив перед ним несколько простираний, — когда я медитировала на небо — это было чудесно, но появились тучи и затянули весь кругозор. Когда я медитировала на океан — это было чудесно, но вдруг его поверхность покрылась волнами. И было чудесно, когда я медитировала на природу своего ума, но мысли и эмоции стали вытеснять ясность. Мне нужны наставления о методах медитации на небо, на океан и на ум, чтобы больше не возникало таких проблем».

Прекрасная песня мастера стала ей ответом: «Если медитируешь на пространство или на небо, тучи — это просто проявления пространства. Просто концентрируйся на пространстве, а не на его проявлениях. Если медитируешь на океан, волны — это просто проявления океана, они не представляют проблемы. Просто осознавай океан, но не уделяй внимания волнам. Если медитируешь на природу ума, то возникающие мысли и эмоции — всего лишь его проявления. Просто осознавай ум, но не попадай в ловушку его отдельных проявлений».

Ободренная объяснениями Миларепы, Палденбум продолжала усердно практиковать. В момент смерти она отправилась в миры дакинь, а ее физическое тело полностью растворилось в пространстве. Это произошло потому, что она смогла преобразовать эмоциональный и ментальный хаос в чистую энергию, выйти за пределы причинно-следственной связи и в совершенстве распознать истинную природу ума.



Этот метод — весьма полезное поучение о медитации. Ум, производящий мысль, по сути своей пуст — значит, мысли и эмоции, всплывающие в уме, по сути своей тоже пусты. Они так же неосязаемы, как и сам ум. Однако это вовсе не означает, что эмоции, которые мы переживаем, абсолютно нереальны. Но верно также и то, что в них нет ничего твердого, надежного или заслуживающего доверия. Все непрерывно меняется именно потому, что эти проявления ума пусты и сами по себе не обладают независимым существованием. Они еще заметны, но уже сейчас готовы исчезнуть. И мы постоянно это наблюдаем.

Мужчина влюбляется в женщину и испытывает к ней невероятное влечение — до тех пор, пока она не бросает его и не уходит к другому. Тогда влечение превращается в злобу и ненависть. Попросту говоря, то, что изменилось, — это проявление ума. Нельзя сказать, что когда-то существовало нечто реальное — влечение или гнев. Просто в один момент энергия ума проявляла себя одним образом, а позже — иным. Эмоции, порождаемые умом, могут изменяться так же быстро и так же разнообразно, как при дуновении ветра на небе меняется рисунок из облаков. Понимая природу эмоций, мы видим, насколько ничтожна необходимость считать их такими уж важными. Совершенно необязательно полагать, что наши эмоциональные состояния стоят того, чтобы поддаваться им и терять душевное равновесие. В этом вообще нет никакой необходимости!

Мы можем и впредь применять этот подход и таким образом анализировать каждое свое переживание. Что же происходит, когда в уме всплывает мысль или эмоция? Этот вопрос может стать совершенно правомерным объектом для медитации — вместе с более интуитивным подходом. С одной стороны, практикующий проводит некоторое время в медитации, сознательно анализируя переживание и таким образом пытаясь отыскать источник эмоции. С другой стороны, его ум просто покоится в состоянии обнаженного осознавания — непосредственного опыта переживания ума. Это естественное состояние пустого, ясного и беспрепятственного осознавания является, как я уже много раз говорил, природой ума.

Кьябдже Калу Ринпоче "Восходящее солнце мудрости"
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • 2
Время создания страницы: 0.423 секунд