Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Три яда ума: гнев, привязанность и неведение

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 13 Нояб 2016 14:47 #7076

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Яды ума
(тиб. Дуг Сум)

Привязанность, отвращение (гнев) и неведение (страх) — три основные беспокоящие эмоциональные состояния,
не позволяющие увидеть истинную природу Ума.

Три базовых омрачения в символике Колеса сансары изображены в центре Колеса, в его ступице, потому что именно
они приводят его в движение. Неведение является корнем и страсти (привязанности, или зависимости), и гнева,
поэтому именно оно — первопричина возникновения обусловленного мира сансары.

Для того чтобы показать это, в центре "Колеса Сансары" изображен петух, свинья и змея, ухватившиеся друг за друга.
Свинья символизирует неведение, оно порождает зависимость (страсть, или "привязанность") в образе петуха,
которое в свою очередь вызывает гнев (неудовлетворенность) в образе змеи.

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 24 Март 2019 13:32 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 05 Дек 2016 12:05 #7841

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Страх и привязанность как двери освобождения

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 24 Март 2019 13:01 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 24 Дек 2016 19:17 #8615

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Мгновенный, мощнейший, подобный огню метод уничтожения привязанности, ненависти и неведения, а также их объектов, — это метод Просветлённого, приносящий внутренний и внешний покой: обузданный ум. Но этот метод Гуру Шакьямуни не принесёт нам пользы, если мы не будем как следует выполнять духовную практику.
Жизнь, посвящённая правильной практике, наполнит нас верой, пониманием и энергией, что приведёт к обузданию ума. Таковы высшие качества его Учений.

Дхармакирти (Палден Чодраг) сказал:
Обычные существа вечно привязаны к самосущему «я», говоря «я, я, я», что вызывает у них привязанность к желанным объектам. Эта привязанность скрывает от них пороки неведения.
Поскольку представление о «я» является источником всех сансарических проблем, то, как только возникает то или иное затруднение, ум следует обратить внутрь, подальше от отвлечений, и необходимо заняться исследованием своего «я».

Итак, когда возникают проблемы, существует несколько путей их решения:

1. Мы должны попытаться понять, что наше «я» пусто от самобытия, как и объект, вызвавший проблему. Также нам нужно постараться увидеть пустоту «я» и объекта от существования по собственной природе («раншин гьи тонгпа»).

2. Мы должны размышлять о порочности омрачений — привязанности, ненависти и неведения — и относиться к ним как к огню, памятуя о том, что они
А. Вызывают страдания в шести мирах сансары,
Б. Мешают нам достичь просветления,
В. Препятствуют нашему достижению уровней бодхисаттв и архатов,
Г. Мешают нам породить в себе отречение, бодхичитту и верное воззрение,
Д. Причиняют нам вред с безначальных времен,
Е. Будут продолжать вредить нам и приносить бесконечные страдания,
Ж. Также вредят всем живым существам, и
З. Являются моими худшими, злейшими врагами.

3. Мы можем изменить своё воприятие объектов: представить нечто прекрасное как отвратительное и наоборот.

4. Мы должны рассматривать объет с точки зрения постоянства и непостоянства.

5. Менее действенный метод борьбы с необузданным умом — превратить ум в камень или полено.

6. Мы можем подумать: «На самом деле все обстоит наоборот».

Но сами по себе эти слова ровным счётом ничего не значат. Эти методы зависят от понимания и ощущений. Самое главное — пытаться осознавать эти методы в своей жизни.

Сопа Ринпоче
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 14 Авг 2017 13:27 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Geksa

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 26 Май 2017 15:57 #12624

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Если мы нарушаем наши обязательства и обеты или привязываемся к чему-либо прекрасному или притягательному для нас, мы просто подобны мотыльку, соблазнившемуся присутствием масляной лампы. По причине своей привязанности мотылек упадет в пламя масляной лампы и умрет. Если мы позволяем себе привязаться к какому-нибудь приятному объекту, мы ведем себя как этот мотылек и сами толкаем себя на погибель.

Когда ум захвачен инертной массой запутывающих эмоций, мы можем стать привязанными к смутному чувству комфорта и безопасности, которое обеспечивается этим состоянием ума. Погрузиться в его ординарное чувство счастья — это все равно что расстелить сено сверху костра, угли которого еще теплы, и заснуть. Сено кажется очень удобным и нам понравится чувство тепла, от тлеющих углей, но как только мы заснем, сено может вдруг вспыхнуть пламенем и сжечь нас живьем.

Мы можем попытаться подавить могучих врагов, убив их или украв их имущество, но мы никогда не преуспеем в преодолении их всех. Наоборот, мы просто крадем счастье у самих себя, не в течение одной, но в течение неисчислимого множества жизней. Сверх того, заслуга, накопленная в течение многих жизней, на протяжении многих сотен и тысяч эонов, может вся быть разрушена единственным моментом гнева. Поэтому очень важно оставить идею врагов и не думать о них, как о чем-либо, что надо разрушить и побороть во что бы то ни стало.

Если пчела становится привязанной к меду, который она делает, она приклеивается к нему, не может освободиться и погибает. Этот пример показывает нам, что случается, если мы позволяем привязаться к обычному счастью и удовольствиям этого мира. Мы прилипаем к циклическому существованию, и продолжаем вращаться в сансаре. По этой причине нам следует научиться иметь мало желаний и развить качество удовлетворения и быть довольным тем, что у нас есть.

Эмоция неведения или ментальной тупости, проявляется в форме сна. Сон — это нечто, что крадет у нас нашу возможность заниматься позитивными действиями. Даже если мы живем сто лет, длинная жизнь по любым стандартам, около половины этого времени проводим в состоянии уподобления трупу — полная потеря времени. Традиционно выделяют около 20 разных ошибок, приписываемых сну, но все они бледнеют перед тем фактом, что когда мы спим, мы не можем практиковать добродетель. Поэтому нам следует стараться спать меньше и посвящать больше нашего времени занятию чем-либо более позитивным.

Другой аспект ментальной тупости — это то, что мы не способны отличить правильное от неправильного. Мы полностью путаем, что есть учения Будды, с тем, что им не является. Это может привести нас к презиранию истинной Дхармы и восхвалению того, что не достоверно, не подлинно. Если мы слушаем учение о законе причины и следствия, о том, от чего надо отказаться и что принять, о качествах и ошибках в разных аспектах нашей каждодневной жизни, и даже все еще ошибаемся в их истинном значении, наши взгляды становятся противоположны взглядам Будды. Мы превращаем их в их полную противоположность, утверждая, что не истина есть истина, и что истина — то не истина. Если мы упрямо упорствуем в таком неверном истолковании, мы накапливаем очень негативную карму, которую становится невозможно очистить просто признанием. Вот почему мы не можем позволить себе продолжать оставаться под влиянием ментальной тупости или глупости.

Другая эмоция, с которой нам приходится иметь дело — это ревность (зависть). Если по причине желания быть лучшим или наиболее важным, мы ведем себя завистливо по отношению к другим, мы подвергаемся риску, например, очернить Бодхисаттву. Поэтому считается, что нет ничего более вредного, чем это во всей вселенной, последствия чего даже хуже, чем последствия, которые появляются от убийства человеческого существа. Чтобы избежать возможности того, чтобы это произошло, мы должны отказаться от любой ревности (зависти) , которую мы имеем по отношению к другим.

Некто, кто принимает монашеский обет, может развить гордость, поздравляя самого себя с тем, что он чист и благодетелен, что он — некто особенный, гораздо лучше, чем обычный человек, который еще прилипает к мирским идеям богатства и изобилия. Любой человек с таким чувством превосходства сделает свое собственное благое поведение нечистым.

Когда мы принимаем обеты и становимся частью монашеского ордена, единственная мысль, которая должна быть в нашем уме — это радостно следовать по следам Будды. Это не должно быть с намерением стать лучше или чище, чем другие. Любой, кто носит монашеские одежды, становится частью Сангхи, третьей из трех Драгоценностей.

Нам никогда не следует смотреть сверху вниз на любое существо, потому что хотя их поведение может и не быть внешне совершенным, мы не можем видеть их насквозь и реально понимать их мотивацию или их состояние ума. Это приложимо и к практикующему человеку, и к любому другому вообще. Взамен, развивайте чистое видение, искреннее понимание, что все живые существа имеют природу Будды. Нет причины презирать какое-либо живое существо и думать о нем, как о ничего не стоящем. Даже самое крошечное насекомое имеет Будда-природу и однажды станет Просветленным. Важно постоянно тренироваться в этом чистом видении, которое глубоко уважает других живых существ.

Говоря в общем, нам следует действительно хорошо культивировать взгляд на самих себя, суть которого состоит в том, чтобы считать себя ниже по отношению ко всем другим живым существам. Думая таким образом, мы никогда не станем жертвами гордыни или зависти (ревности).

Эти размышления, предназначенные для того, чтобы поощрить нас избавиться от пяти ядов. Наша готовность позволять эмоциям просто проходить и представление о пространстве и гибкости внутри эмоционального события есть главные качества, которые являются результатом практики отказа от эмоций. Именно это готовит арену ума для битвы, которая нам еще только предстоит.

Когда мы начинаем открывать свой интерес к духовным вещам, к нашему разочарованию, скоро оказывается, что хотя мы чувствуем притяжение к определенным идеалам, у нас большие трудности оставаться им верными. Это происходит благодаря подавляющему влиянию, которое наши "естественные" тенденции оказывают на нас. Мы обнаруживаем себя ведущими себя плохо, вопреки нашим хорошим намерениям. Однако, если привычка делать хорошо растет также сильно или даже сильнее, чем привычка делать плохо, то наша вновь приобретенная духовная сила начинает чувствоваться.

Надо стремиться, чтобы наши внутренние качества приобрели способность влиять на проявления затемнения, как только те появляются в нашем уме. Также как антидот, употребляемый против яда, эти качества могут изменять результаты наших эмоций. Чем более сильно противоядие, тем скорее и вернее подействует оно. Сначала мы должны обдуманно, неторопливо культивировать эти качества, так как они далеки от естественности для нашего эгоцентричного существования. Но со временем и при наличии терпения эти качества станут проявляться автоматически и будут побеждать каждый раз перед лицом захватывающих наше сознание негативных эмоций.

Лама Гендюн Ринпоче "Работа с эмоциями"
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 26 Май 2017 15:59 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 26 Фев 2018 11:04 #15285

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 06 Июль 2018 16:14 #17107

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Сачен Кюнга Ньингпо
«Наставление по избавлению от четырёх привязанностей»
(zhen pa bzhi bral gyi gdams pa bzhugs)

ОМ СВАСТИ СИДДХАМ
Когда великому Сакьяпе (Сачен Кюнга Ньингпо) исполнилось двенадцать лет, он приступил к шестимесячной практике Арья Манджушри. И однажды он непосредственно узрел посреди сияющей сферы Джецюн Манджушри оранжевого цвета [красно-жёлтого], сидящего на одном лишь драгоценном троне; [его руки были сложены в] мудре разъяснения Дхармы, [а ноги находились в] благой позиции [т.е. стопы стояли на земле]. Справа и слева от него в качестве свиты располагались два Бодхисаттвы.



И тогда Владыка [Манджушри] обратился к нему с такими словами:
«Если ты привязан к этой жизни — значит ты не следуешь Дхарме (tshe ’di la zhen na chos pa min);
Если ты привязан к трём сферам бытия — значит у тебя нет отречения (khams gsum la zhen na nges ’byung min);
Если ты привязан к собственному благу — значит у тебя нет Бодхичитты (bdag don la zhen na byang sems min);
И если у тебя появляется цепляние [за объект] - значит у тебя нет Воззрения (’dzin pa byung na lta ba min)»
.

В результате исследования смысла этих слов он понял, что вся практика на пути совершенств (парамит) сводится к тренировке ума, состоящей в избавлении от этих привязанностей, а также им была достигнуто превосходное уверенное понимание всех учений Дхармы.
САМПТА МИТХИ

Тибетский текст
Перевод с тибетского: Дмитрий Устьянцев
Источник
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 06 Июль 2018 16:16 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 25 Июль 2018 16:32 #17311

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
"О люди из Тингри, к чему бы вы ни привязались, оно того не стоит —
Нет ничего на свете, в чем вы нуждались бы на самом деле"
.

Подумайте о каком-то человеке, предмете или ситуации — о том, к чему вы питаете сильную привязанность или считаете своей собственностью, — и постарайтесь незамутненным взором посмотреть на красоту, власть или богатство, к которым вы так привязаны. Исследуйте каждое из этих явлений до самого основания. Не покажутся ли они иллюзиями? Когда вы смотрите на вещи такими глазами, ваши привязанности уменьшаются и вы уже не чувствуете такой настоятельной потребности обладать ими. Если вы займете позицию «мне ничего этого не нужно», ваш ум сам по себе станет свободным и безмятежным.

Если же, напротив, вы живете и умираете, обуреваемые сильными привязанностями, ваша нынешняя жизнь и будущие жизни станут сплошным мучением. Тот, кто, умирая, сильно озабочен имуществом, которое он оставляет, станет духом, терзаемым жадностью.

Великие святые и йогины прошлых времен удовлетворялись минимальным количеством пищи и одежды — лишь для поддержания жизни и защиты от холода. Тем не менее, они были богаче всех, потому что истинным богатством обладают только те, кто умеет довольствоваться тем, что у него есть. Карак Гомчунг, великий практик медитации из школы кадампа, жил в пещере в горах Тибета. Вход в его пещеру загораживал куст боярышника, который цеплялся за одежду отшельника каждый раз, когда тот входил и выходил. Он часто подумывал, не срубить ли этот куст, но всегда тут же вспоминал о смерти и думал: «Кто знает, когда я умру? Уж лучше я потрачу на медитацию время, которое ушло бы у меня на то, чтобы избавиться от этого куста». Благодаря силе медитации Карак Гомчунг мог летать и творить другие чудеса. Но когда он умер, куст по-прежнему оставался на своем месте.

Если такие великие йогины не позволяли себе терять ни единого мига, то как можем мы тратить впустую большую часть своей жизни на заурядные дела — ведь нам еще нужно так многого достигнуть на пути!

Падампа Сангье "Сто советов. Учения тибетского буддизма о самом главном", с комментариями Дилго Кхьенце Ринпоче

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Hi

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 28 Авг 2018 19:02 #17673

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Гнев

Это одно из главных омрачений, самая негативная эмоция из всех трех, являющихся причиной существования в круге перерождений — сансаре, наряду с неведением и привязанностью. Омрачения относят к "ядам ума".
Гнев — самая разрушительная, подобно змее мгновенно действующая эмоция, способная за короткий срок уничтожить огромный позитивный психофизический потенциал, накопленный человеком за долгие жизни. Поэтому Учителя обращают внимание учеников на важность способности сохранять внимательность в повседневной жизни и всегда наблюдать за своим умом. Одно из проявлений гнева — отвращение, его тонкое проявление — безразличие.

Закон причины и следствия (карма) управляет обусловленной реальностью, в которой мы накапливаем различные впечатления, испытывая те или иные влечения и эмоции. В большинстве наших переживаний присутствуют разрушительные эмоции, влияющие на наши намерения и действия. То, к чему приводят наши слова, мысли и действия, можно отнести к двум типам: благая и неблагая карма.

Если удается во многом победить разрушительные эмоции и поступать мудро, возникает благая карма, она ведет к перерождению в благополучных условиях, а под влиянием разрушительных эмоций созревает неблагая карма, ведущая к перерождению в тяжелых условиях.

Скрытые результаты гнева

Говориться, что когда мы следуем путем Бодхисаттвы и взрываемся гневом, тогда вся заслуга, собранная за тысячи мировых эпох, уничтожается. Так что злость очень опасна. С другой стороны, если мы постараемся развить в момент злости терпение, то мы тем самым накопим много хороших впечатлений.

Проявляя гнев к обычным существам, мы уничтожаем заслугу, накопленную на протяжении 1000 мировых эпох — кальп. Это не так много, как в случае, если мы его проявим по отношению к Бодхисаттве. Проблема заключается в том, что мы не можем знать, кто же на самом деле Бодхисаттва. Случается, что кто-то может быть ламой и прекрасным практикующим, но не Бодхисаттвой, в то время как кто-то, кто выглядит как обычный человек и не очень хорошо знает Дхарму, является Бодхисаттвой. И так как мы никогда не можем знать это с полной уверенностью, лучше всего удерживать себя от гнева по отношению ко всем, кто нас окружает. Если относиться ко всем как к Бодхисаттвам, можно избежать накопления негативной кармы. Это первая важная вещь, о которой стоит помнить.

Вторым скрытым результатом гнева является переживание адских миров. Сушествует три так называемых нижних мира, соответствующих трем ядам — гневу, привязанности и неведению. Гнев соответствует адским мирам, привязанность — сфере голодных духов, неведение — миру животных. Если мы много медитируем, но не упражняемся в практике терпения и часто злимся, то позитивные результаты появляются довольно нескоро. Гнев и ненависть сильно отдаляют нас от достижения намеченных целей.

Видимые результаты гнева

Когда мы находимся под влиянием злости, гнева, мы не можем нормально дышать, а во всем теле чувствуем себя неуютно. Трудно спокойно заниматься чем-либо, наша внешность приобретает непривлекательные черты, с нами рядом неприятно находиться.

Гнев ослабляет аппетит, еда перестает привлекать, ухудшается собственное здоровье. Из-за сильного гнева могут возникнуть проблемы со сном, особенно, когда это долговременная ненависть. Те, кто переживают подобные чувства, наказывают сами себя.
Хуже всего то, что гнев искажает ум. Решения, которые принимаются под влиянием гнева, обычно ошибочны, и вместо того чтобы опираться на логичные аргументы, они окрашены спутанными чувствами. Поэтому стоит избегать принятия каких-либо решений под влиянием гнева. Гнев разрушает дружбу и партнерские отношения, в гневе мы способны ранить самых близких нам людей. Когда вспышка проходит, мы чувствуем сожаление за все, что произошло, за все то, что мы сделали под влиянием мешающих чувств.
Когда человек полон злости, даже если он пытается это скрыть, — окружение всегда чувствует это, и люди пытаются его избегать. Когда мы перестаем быть счастливыми, мы не можем быть успешными. Это приводит к дальнейшим проблемам и несчастьям, из-за которых возникает еще больше гнева.
В то же время, есть методы, позволяющие работать с собственными гневом и злостью и извлекать из этого огромную пользу.

Методы работы с гневом

Основа для работы с ядами ума — развитое терпение.

Шантидэва, мастер медитации и один из великих бодхисаттв: наихудшую карму человек может накопить из-за гнева, поэтому, практикуя терпение, мы накапливаем величайшую заслугу. В то же время от гнева невозможно избавиться только с помощью намерения упражняться в терпении или решения не поддаваться гневу. Гнев является глубокой привычкой нашего ума реагировать определенным образом. Чтобы работать с этой привычкой, необходимы методы, которые позволят выработать другую, полезную, привычку реагировать на собственные злость и неудовлетворенность. Стоит научиться работать с гневом в момент появления и преобразовывать его в счастье.

Гьятрул Ринпоче: Не всегда гнев мы переживаем явно, осознавая его. Глубокая неудовлетворенность, чувство горечи — это тоже формы гнева. Начинаются они с желания чего-то, оборачивающегося зависимостью: если мы не получаем желаемого, мы чувствуем неудовлетворенность , являющуюся все тем же гневом. Существует три основных метода работы с глубокой неудовлетворенностью, злостью, ненавистью и гневом:
- анализ или работа с умом и мыслями;
- применение искусных средств;
- практика правильного взгляда.

Аналитическая работа заключается в том, что мы за грубыми словами других людей, вызывающих наш гнев, учимся видеть собственные неискусные привычки. Например, грубое слово само по себе не способно навредить, нашу эмоциональную реакцию вызывает то, что мы сами связываем с этим словом. Нас делает несчастными наша привычка — привязанность к вложенному нами же в это слово негативному значению. Слова сами по себе не обладают никакой силой. Придает силу им то, что мы с ними связываем. Таким образом, наш гнев проявляется из-за нашей привязанности к привычкам, а не потому что кто-то сказал нам что-то грубое. Если это не просто слова, а поступки, применение насилия, то своим гневом мы не улучшим ситуацию, а только ухудшим. Чтобы избавиться от гнева, нам прежде всего не стоит принимать во внимание мотивацию других. Мы никогда не можем быть уверены в мотивации других людей, так как все хотят счастья. Люди совершают негативные поступки, будучи омрачены неудовлетворенностью и гневом, а не потому что сознательно хотят создать несчастливые ситуации. Мы должны стараться сделать свой ум таким безграничным, чтобы вне зависимости от того, сколько раз нас ранили, он оставался бы открытым.

Следующий метод содержит искусные средства для выявления различных видов мудрости, составляющих внутреннюю сущность мешающих чувств. Сейчас этот метод всё больше признается в мире сокровищницей для психологии и философии. Будда предлагает три шага согласованной атаки на этого хоть и призрачного, но цепкого врага.

Во-первых, следует избегать обстоятельств, которые наверняка вызовут нежелательные чувства. Если это невозможно, второй шаг — мудро сосредоточиться на их непостоянной и изменчивой природе: поскольку данное мешающее состояние ума не присутствовало раньше и скоро снова уйдёт, безрассудно действовать под его влиянием, засевая семена будущих неприятностей.

Третий шаг, высший уровень — не давать силу нежелательным чувствам, "позволяя вору войти в пустой дом". Здесь мы строго придерживаемся того, что находится перед нашим носом, не признаём ничего мешающего и не отождествляемся с ним. Когда это начнёт получаться, всё более явно и с возрастающим удивлением и радостью мы будем сознавать, что болезненные состояния ума не просто превращаются в ничто, но предстают в чистом свете, как пять видов освобождающей мудрости. Так же, как грязь становится компостом или расплавленное железо — полезными предметами, мешающие чувства преображаются в глубокое понимание за пределами эго.
Когда злость возвращается таким образом в ум, мы видим всё ясно, как в зеркале, и такое состояние символизирует алмаз; ничто не прибавляется и не отнимается.

Таким образом, в работе с гневом есть три метода:
1. Научиться узнавать собственный гнев и не реагировать под его влиянием, избегая ситуаций, провоцирующих гнев.
2. В сложных ситуациях, когда возник гнев, научиться осознавать его обусловленный и составной, иллюзорный, характер: его не было 5 минут назад, и не будет позже, поэтому бессмысленно придавать большое значение столь мимолетному феномену и позволять ему управлять действиями. В этот момент стоит развивать сочувствие.
3. "Пустить вора в пустой дом": дать раствориться возникшей негативной эмоции в собственном уме, осознавая принцип пустотности, развивая зеркалоподобную мудрость.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 18 Фев 2019 16:17 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 29 Авг 2018 17:58 #17696

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Мы приходим в этот мир одни, и умираем тоже одни. Если бы друг мог сопровождать нас в момент смерти, привязанность имела бы смысл. Но это не так. Если бы в момент рождения в совершенно незнакомом мире друг из прошлой жизни мог как-то помочь, об этом стоило бы задуматься. Но он ничего не может для нас сделать. Так почему же все годы между рождением и смертью мы упорно твердим «мой друг», «моя сестра», «мой брат»? Это упорство не приносит никакой пользы, а лишь порождает еще большее смятение, вожделение и ненависть.
Придавая слишком большое значение друзьям, мы тем самым уделяем и врагам больше внимания, чем они заслуживают.

Когда мы рождаемся, мы никого не знаем и никто не знает нас. Хотя все мы в равной мере хотим счастья и не желаем страдать, лица некоторых людей нам нравятся больше, о них мы думаем: «Это мои друзья». Лица других людей нам нравятся меньше, и о них мы думаем: «Это мои враги». Мы разделяем людей на «своих» и «чужих», настойчиво стремимся приблизиться к первым и культивируем неприязнь ко вторым. Приносит ли это пользу? Нет. Огромное количество энергии расходуется в заботах о самых поверхностных делах этой жизни. Глубина уступает банальности.

Далай-лама
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Hi

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 18 Фев 2019 13:20 #20135

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Когда нечто лишено ясности, это провоцирует цепную реакцию. Поэтому абсолютной формой страха является страх незнания. Страх незнания сам по себе состоит из двух частей: страх незнания других и страх незнания себя самого. Страх незнания других не является такой уж серьёзной проблемой; страх незнания себя самого — весьма серьёзная проблема.

На пути воина мы работаем над преодолением этого страха незнания, страха незнания себя. Поэтому образ восходящего солнца, образ воина, бесстрашно зрящего прямо в основополагающую благую природу, символизирует преодоление этого страха.

Гьетрул Джигме Ринпоче (из книги "Путь Воина")
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Ahuli

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 02 Март 2019 23:30 #20222

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Все наши привязанности основаны на заблуждении, а большая их часть связана с концепцией постоянства.
Сначала вы страдаете от неполучения желаемого объекта, но, получив его, вы начинаете страдать от его наличия.
Тогда у вас возникает желание с ним расстаться, а когда расстаетесь, у вас начинается страдание от расставания.

Драгоценный Учитель Геше Джампа Тинлей

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 29 Март 2019 12:59 #20490

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Двойственность — это первое последствие неведения. Если есть только пустота, ум ошибочно воспринимает ее как себя, становясь центром любого опыта. Если есть только ясность, он определяет осознаваемые объекты, как отделенные от себя. Это легко понять на примере сна. Не зная истинной природы мира сновидений, мы разделяем его на две части. Есть некий субъект, который мы отождествляем с собой, и есть объекты, формирующие внешнюю Вселенную. На самом же деле обе части не что иное, как ум. Весь наш опыт построен по такой же схеме. Разделяя ум на две составляющие, мы живем в мире двойственности субъект-объект. Это вторая завеса, именуемая завесой скрытого созревания. Завеса мешающих эмоций. С изобретением «я» появляется жажда обладания тем, что нравится и что заставляет «меня» чувствовать себя комфортно, страх не получить то, чего мы хотим..

Углубленный буддизм. От Хинаяны к Ваджраяне
Калу Ринпоче
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 29 Июнь 2019 10:36 #21639

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Преодоление гнева и ненависти

Ненависть и гнев — самые большие помехи для практикующего бодхичитту. У бодхисаттв никогда не должно возникать ненависти, они должны противодействовать ей. Для этой цели решающее значение имеет практика спокойного перенесения трудностей — терпеливость. Шантидева начинает шестую главу своего текста, названную "Терпение", объяснением серьезности вреда и урона, приносимых гневом и ненавистью. Их вред распространяется на настоящее и будущее и, кроме того, разрушает собрание наших былых заслуг. Поскольку практикующий терпение должен победить ненависть, Шантидева прежде всего подчеркивает важность распознания факторов, вызывающих гнев и ненависть. Главная причина — это неисполнение желаемого и горестные переживания. Когда мы несчастны и не удовлетворены, мы легко раздражаемся, а это ведет к возникновению ненависти и гнева.

Шантидева объясняет, что для тех, кто упражняется в терпении, очень важно предотвращать возникновение несчастного состояния ума, которое готово возникнуть, как только мы чувствуем, что появилась угроза нам или нашим любимым, когда обрушивается неудача или когда другие мешают достижению наших целей. Чувства неудовлетворенности и несчастности в этих случаях — топливо, питающее ненависть и гнев. Поэтому важно с самого начала не позволять подобным обстоятельствам нарушать наш душевный покой. Шантидева настаивает на том, что мы должны всеми доступными средствами нейтрализовывать и устранять приступы ненависти, поскольку единственная ее функция состоит в том, чтобы вредить нам самим и другим. Этот совет исполнен глубокого смысла.

Ненависть, питаясь неудовлетворенностью, не заполучением того, что мы желаем, вынужденным деланьем того, что не желаем, вырастает — и в итоге губит нас.

Хотя сохранение уравновешенного и счастливого состояния даже перед лицом превратностей судьбы является ключевым пунктом в предотвращении возникновения ненависти, мы можем не знать, как достичь его.

Шантидева говорит, для того, чтобы преодолеть нежелательную ситуацию, превратность судьбы, не имеет никакого смысла чувствовать себя несчастным. Это бесполезно и лишь способствует углублению нашего отчаяния и возникновению неприятного и неудовлетворенного состояния. Мы теряем самообладание и уверенность. Отчаяние и горесть постепенно разъедают нас изнутри и отражаются на сне, аппетите и здоровье. Если вред, который вверг нас в отчаяние, был причинен врагом, то ваше горе может его даже порадовать. Поэтому, когда сталкиваешься с превратностями судьбы, бессмысленно чувствовать себя несчастным и неудовлетворенным или же стремиться мстить тому, кто причинил нам вред.

Далее Шантидева объясняет, что, если проблему можно решить, то нет нужды оставаться сверхозабоченным или встревоженным. С другой стороны, если ничего нельзя сделать, чтобы справиться с трудностями, то бесполезно чувствовать себя несчастным. В обоих случаях переживание несчастья и подавленность тяготами — неподходящая реакция.

Вообще, есть два вида ненависти или гнева, которые возникают в результате несчастности и неудовлетворенности. Один возникает, когда кто-нибудь причиняет нам вред, и в результате мы чувствуем себя несчастными и испытываем гнев. Другой — когда испытываем недовольство, наблюдая успехи и процветание врагов.

Вред, причиняемый другими, тоже бывает двух видов. Один вид — это непосредственный физический вред, причиненный другими и осознанно испытываемый нами. Другой — урон нашему материальному достоянию, репутации, дружбе и тому подобному. Хотя он направлен и не на наше тело, но тоже неприятен.

Давайте теперь подумаем, на что и почему мы гневаемся. Если, например, кто-то ударил нас палкой, мы чувствуем боль и сердимся. Но мы не сердимся на орудие, причиняющее боль, — то есть на палку, не правда ли? Что конкретно является объектом гнева?

Если справедливо было бы злиться на тот фактор, который вызвал побои, то нужно было бы сердиться даже не на человека, а на те дурные эмоции, которые побудили его действовать. Но обычно мы не проводим такого разграничения. Вместо этого мы считаем единственно ответственным за все человека, выступающего в качестве посредника между дурными эмоциями и действием, и затаиваем зло против него, а не против палки или омрачений.

Также нужно осознавать, что, поскольку мы обладаем физическим телом, которое восприимчиво к боли, то наше тело тоже частично ответственно за переживание боли при ударе палкой. Из-за тела и его природы мы переживаем физическую боль даже тогда, когда внешних причин боли нет. Поэтому ясно, что переживание боли и страдания приходит как результат взаимодействия между телом и различными внешними факторами.

Можно задуматься также вот над чем: если причинение вреда другим — сущностная природа человека, который обижает вас, то нет смысла сердиться на него, ведь тогда ни вы, ни сам этот человек не можете ничего сделать, чтобы изменить его или ее сущностную природу. Он просто был бы не способен действовать иначе. Как утверждает Шантидева:

"Даже если бы в природе было у людей-детей причинять обиды существам другим,
все-таки неверно было б зло на них таить, так же как сердиться на огонь, что он жжет".

С другой стороны, если вредоносность — не сущностная природа данного человека и, напротив, очевидно, что вредный характер просто случаен и обусловлен обстоятельствами, тогда тоже нет нужды злиться на него, поскольку проблема полностью зависит от конкретных непосредственных условий и обстоятельств. Например, он может выйти из себя и поступать плохо, даже если и не хотел обижать вас. Можно размышлять и по такой схеме.

Когда вы злитесь на других — тех, кого воспринимаете как вставших на пути вашего завоевания славы, положения, материальных выгод и так далее, то подумайте следующим образом: зачем особенно унывать или сердиться по поводу этой именно проблемы? Проанализируйте природу вещей, к обретению которых возникли помехи, и тщательно продумайте, насколько они для вас полезны. Действительно ли они так важны? Вы обнаружите, что нет. А поскольку дело обстоит именно так, зачем тогда сердиться на тех людей? Подобные размышления тоже полезны.

Когда вы сердитесь из-за того, что чувствуете себя несчастным, видя успех и процветание врага, вспомните, что сама ваша ненависть, злость или переживание несчастья не повлияют на материальные владения этого человека или его успехи. Поэтому даже с этой точки зрения они бессмысленны.

Те практикующие, кто относится к тексту Шантидевы как к источнику вдохновения, в дополнение к практике терпения стремятся тренировать ум, развивать Бодхичитту, то есть бескорыстную жизненную установку достичь пробуждения ради блага всех живых существ, а также сострадание. Если, несмотря на свою практику, они все равно чувствуют себя несчастными из-за успехов врагов, пусть вспомнят о том, что это отношение совершенно не к лицу человеку, практикующему Бодхичитту. Если дурное отношение сохраняется, тогда мысль: "Я практикую Бодхичитту, я живу в соответствии с наставлениями о преобразовании мышления", — делается пустыми словами, лишенными смысла. Напротив, настоящий практик Бодхичитты должен радоваться, что другие оказались способны достичь для себя чего-то без его помощи. И вместо того, чтобы расстраиваться и завидовать, надо радоваться чужим успехам.

Тензин Гьяцо "Мир тибетского буддизма"
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Ahuli, Dr. DoLove

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 29 Авг 2019 11:49 #21874

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Когда нечто лишено ясности, это провоцирует цепную реакцию. Поэтому абсолютной формой страха является страх незнания.
Страх незнания сам по себе состоит из двух частей: страх незнания других и страх незнания себя самого. Страх незнания других
не является такой уж серьёзной проблемой; страх незнания себя самого — весьма серьёзная проблема.

На пути воина мы работаем над преодолением этого страха незнания, страха незнания себя.

Гьетрул Джигме Ринпоче (из книги "Путь Воина").
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 21 Окт 2019 13:53 #21982

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
Всё, к чему бы ни был привязан
Мой запутанный ум,
Принесёт страдание,
Приумноженное в тысячу крат.

Шантидева
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 24 Дек 2019 13:35 #22140

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
"Богатства и материальные блага призрачны, одолжены на один миг.
Не привязывайтесь к ним, не копите их.

Родные и домашние — завлекающие видения, гипнотизирующие миражи.
Оборвите связь, развяжите узы ложной любви.

Отечество и домашний уют преходящи, как стоянка кочевников.
Не питайте к ним привязанности, отрешитесь от всего.

Даже утром в день рождения появляются предвестники смерти.
Не теряйте времени, неусыпно бодрствуйте".

Падампа Сангье
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Три яда ума: гнев, привязанность и неведение 19 Июнь 2020 18:13 #22464

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10055
  • Спасибо получено: 5389
  • Репутация: 201
5. Распознавание мар.

И снова Ваджрасаттва спросил: "О безупречный Владыка Тайн, ты, чьи благие качества, все до единого, завершены! Пожалуйста, научи нас распознавать мар, чтобы отличать истину от дьявольского наваждения".

Владыка Тайн отвечал: "Слушай, Махасаттва! Для отличения истины от наваждения я объясню восемнадцать типов мар. Обладающее формой воплощённое существо называется Марой скандх. Внешние опасности проявляются как Мара-сын небожителя. Привязанности — это Мара клеш (страстей). Заблуждающийся ум — это Мара смерти. Считать веши, которыми владеешь, необходимыми — тоже мара, потому что это не что иное, как угождение богу богатства в форме Якши. Недостаток шуньяты свидетельствует о демоническом воззрении. Неблагое отвлечение, рассеянность, свидетельствует о демонической практике. Внесение собственного недопонимания в действие говорит о Маре поведения. Желание обрести что-либо говорит о демоническом пути к цели. Даже небольшое чувство превосходства — это Мара учения. Расстройства и возбуждение жизненной энергии и её каналов говорят о том, что использование внутренней энергии стало демоническим. Подмена опыта философией свидетельствует о том, что демоническим стало само учение. Принятие обетов, которые не можешь соблюдать, указывает на Мару клятвы. Наслаждение обществом — это Мара развлечений.

Общение со злыми людьми говорит о том, что дружба стала демонической. Наличие сомнений об этом указывает на то, что демоническим стало медитативное переживание. Отказ от полезных методов говорит о том, что мара овладел способностью различения.
Через понимание того, что все эти препятствия суть порождения ума, избавляешься от этих помех мары и извлекаешь пользу из недостатков".

Закончена пятая глава "Распознавание мар" "Тантры тайного драгоценного светильника чистого осознания".

6. Уничтожение страха перед марами.

Вновь Ваджрасаттва спросил: "О Владыка Тайн! Чтобы преодолеть страх перед марами, пожалуйста, объясни универсальную защиту от страха".

Ваджрадхара отвечал: "Слушай, Махасаттва! Непонимание собственного ума проявляется как мара. Знать, что это так, и есть защита. Непосредственное мгновенное распознавание в момент появления есть способ осуществления защиты.
Необходимо помнить, что всё вступает в существование через ум. Природа ума — пустотность. Эта пустотность не может быть схвачена или представлена умом. Такая внеконцептуальность, не имеющая границ, есть дхармакая (изначальный контакт со всем полем опыта). Придя к этому, вы освобождаетесь от болезни борьбы. Полностью осознавая, что это присутствует естественно, практикующий уже никогда не расстаётся с этим драгоценным украшением. Искать лекарство от страха где-либо ещё — значит никогда не найти его.

Саморождённое, всегда юное осознание подобно всесильной охране. Через глубокое понимание природы ума достигается освобождение от болезни страха".

Закончена шестая глава "Уничтожение страха перед марами" "Тантры тайного драгоценного светильника чистого осознания".
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.356 секунд