Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Лень и ее преодоление

Лень и ее преодоление 26 Май 2018 09:57 #16665

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9724
  • Спасибо получено: 5336
  • Репутация: 200
Леность является характерным общечеловеческим свойством, которое, к сожалению, подавляет пробужденную энергию и подрывает нашу уверенность в себе и внутреннюю силу. Можно выделить три вида лени: привычка к комфорту; упадок духа; установка "меня ничего не касается" или "плевать на всё". Эти три пути ведут к закреплению в нас разрушительных паттернов. Однако когда мы направляем на них луч своего внимания, они постепенно теряют свою силу.

Первый вид лени — привычка к комфорту — основывается на нашей склонности избегать всяких неудобств. Нам нравятся покой и удовольствия, но когда мы постоянно ограждаем себя от дискомфорта, это входит в привычку, и мы становимся пресыщенными и ленивыми. Когда идёт дождь, мы едем полквартала на машине, чтобы не промокнуть; когда становится жарко, включаем кондиционер; когда начинаем мерзнуть, включаем обогреватель. Так мы утрачиваем контакт с естественной тканью жизни, привыкаем получать быстрые и автоматические результаты.

Этот вид лени часто ведёт к агрессии. Любые неудобства выводят нас из себя. Мы приходим в ярость, когда ломается машина, когда отключают воду или электричество, или когда нам приходится сидеть на холодной земле без подстилки. Привычка к комфорту притупляет наше восприятие цветов, запахов, звуков и в конечном итоге приводит к неудовлетворённости, потому что в глубине души мы знаем, что к постоянному счастью ведут не одни удовольствия.

Второй вид лени — упадок духа. Мы испытываем полную безнадёжность, чувствуем себя ни на что не годными и не способными взаимодействовать с миром, нами владеет одна мысль: "какой я несчастный". Поэтому мы постоянно сидим перед телевизором, едим, пьём, курим и бездумно смотрим передачу за передачей. Мы не можем собраться с духом и сделать что-нибудь такое, чтобы разогнать своё уныние. Но даже если мы предпринимаем какие-то попытки, мы делаем это, не переставая чувствовать себя обиженными. Совершая внешние действия, внутри мы по-прежнему испытываем безнадёжность. Наши попытки пробиться через собственную леность служат отражением всё того же упадка духа. Мы продолжаем говорить себе: "Я никуда не гожусь. Всё безнадёжно. У меня никогда ничего не получится". Поэтому в результате наших попыток ничего не меняется. Мы забыли, как можно помочь себе, не знаем, что может принести нам настоящее облегчение.

Третий вид лени — позиция "меня ничего не касается" — характеризуется чувством недовольства и разочарования. Мы как бы показываем всему миру фигу. Этот вид лени имеет сходство с упадком духа, только проявляется в гораздо более жёсткой форме. В упадке духа присутствует определённая мягкость и уязвимость, в то время как позиция "меня ничего не волнует" более агрессивна и вызывающа. "Мир несправедлив; он не даёт мне того, что я заслуживаю. Какой смысл тогда что-либо делать?" И мы идём в бар, целый день пьём, а если кто-то пытается с нами поговорить, вступаем в конфликт. Или другой вариант: задёргиваем шторы, ложимся в кровать и натягиваем на голову одеяло. А если кто-то пытается нас приободрить — Бог ему в помощь! — мы изображаем из себя униженных и оскорблённых и не хотим искать никакого выхода. Мы хотим просто сидеть, всё больше погружаясь в своё уныние. В этом случае леность легко переходит в хроническую депрессию и представляет собой своего рода месть.

Встречаясь со своей ленью и другими неприятными эмоциями, люди, как правило, реагируют тремя основными способами. Эти три вида реакцийосуждение, потакание и игнорирование — я называют тремя бесполезными стратегиями.

Особенно распространена первая стратегия — осуждение. Видя свою лень, мы виним и осуждаем себя. Мы стыдим и критикуем себя за привычку к комфорту, за то, что слишком жалеем себя или не можем встать с кровати. Нас переполняет чувство вины и чувство собственной слабости.

Вторая бесполезная стратегия — потакание — встречается не менее часто. Мы оправдываем и даже одобряем себя. "Я такой, какой есть. Я заслуживаю комфорта и удобства. Я имею полное право гневаться или спать двадцать четыре часа в сутки". Хотя при этом нас могут одолевать сомнения и чувство неполноценности, мы убеждаем себя в правомерности своего поведения.

Стратегия игнорирования может действовать довольно эффективно, по крайней мере, некоторое время. Мы отстраняемся, отворачиваемся, делаем вид, что не замечаем своих разрушительных привычек, не видим истины. Живём как бы на автопилоте и стараемся не задумываться над тем, что делаем.

Практики воспитания ума воина-бодхисаттвы предлагают четвёртый путь — стратегию просветления. Эта стратегия подразумевает полное переживание того, чему мы сопротивлялись, без применения привычных бесполезных реакций. Мы начинаем рассматривать и исследовать три вида лени; учимся не сопротивляться своему сопротивлению, входя в контакт с чувствительностью и мягкостью своего существа, прежде чем оно огрубеет и сделается бесчувственным. При этом нами движет только одно намерение: чтобы наша эго-фиксация ослабла, а мудрость и сострадание возросли.

Следует, однако, иметь в виду, что обычно мы не испытываем желания исследовать свою лень или какие-либо другие привычки. Мы гораздо более склонны одобрять, осуждать или игнорировать их: нас вполне устраивают эти три бесполезные стратегии, потому что мы ассоциируем их с облегчением. Мы хотим по-прежнему пребывать в комфорте, погружаться в уныние или рассуждать о тщетности бытия.

Однако рано или поздно может возникнуть вопрос: "Почему я продолжаю страдать? Почему мне не становится легче? Почему мои неудовлетворённость и скука все растут год от года?"

Тогда самое время вспомнить учение бодхичитты — тогда мы готовы начать экспериментировать с практиками сострадания воина-бодхисаттвы. Только тогда предписание оставаться чуткими и не ожесточаться приобретает для нас смысл.

Тогда мы начинаем исследовать свою лень, непосредственно переживая её качество. Мы исследуем страх неудобства, обиду недовольство, скуку и начинаем понимать, что другие люди чувствуют то же самое. Мы наблюдаем, какие объяснения мы придумываем себе, и как они создают в нас напряжение. Со временем мы перестаём верить этим объяснениям. Мы практикуем тонглен, сидячую медитацию и другие практики бодхичитты, чтобы открыться непосредственному восприятию эмоциональной энергии. Становясь более отзывчивыми, мы приходим к осознанию, что другие люди так же ограничены, как и мы, и что все мы можем освободиться.

В лени как таковой нет ничего особенно плохого или хорошего. Но в ней заключается некое внутреннее жизненное качество, которое необходимо испытать. Мы можем переживать его как раздражение и пульсацию, как тупость и тяжесть, или как уязвимость и ранимость. Исследуя дальше, обнаружим, что в лени нет ничего плотного, ничего материального, только свободная, живая энергия.

Такой процесс непосредственного, невербального переживания лени оказывает трансформирующее воздействие. Он высвобождает огромное количество энергии, которая до этого была заперта в результате нашей привычки избегать осознания. Дело в том, что когда мы перестаём сопротивляться лени, наше восприятие себя как ленивого существа начинает разрушаться. Освободившись от шор эго, мы обретаем свежий взгляд, более широкое видение. Так, лень, как и любой другой из наших демонов, может открыть нам путь к сострадательной жизни.

Пема Чодрон "Там, где страшно"
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Ahuli, DenisLevadny, P9tka, Ева-Лотта, Hi

Лень и ее преодоление 18 Июль 2018 10:46 #17224

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9724
  • Спасибо получено: 5336
  • Репутация: 200
Вид лени — постоянная занятость мирскими делами.
У нас всегда есть возможность заполнить вакуум нашего времени, поддерживая свою занятость.
Причем все эти занятия могут вообще считаться добродетелью. Но, обычно, это просто способ
избежать встречи с самим собой.

Дзонгсар Джамьянг Кхъенце Норбу Ринпоче

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 04 Янв 2019 17:28 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Hi

Лень и ее преодоление 02 Авг 2018 12:29 #17345

  • Периловнук
  • Периловнук аватар
  • Offline
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 695
  • Спасибо получено: 359
  • Репутация: -4
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лень и ее преодоление 04 Янв 2019 17:28 #19750

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9724
  • Спасибо получено: 5336
  • Репутация: 200
Лень останавливает продвижение в духовной практике. Человек может быть подвержен трем видам лени:
лень праздная, то есть желание откладывать дела в долгий ящик;
лень от чувства неполноценности, то есть сомнения в собственных возможностях;
и лень как приложение к отрицательным поступкам, или растрата сил на не- добродетель.

Тензин Гьяцо Далай-лама — Путь к спокойствию. Ежедневные медитации.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Ahuli

Лень и ее преодоление 06 Сен 2019 21:52 #21895

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9724
  • Спасибо получено: 5336
  • Репутация: 200
Вопрос: Что делать с апатией?

Ответ: Для того, чтобы побороть такой вид лени, как апатия, очень важно думать о драгоценности вашей человеческой жизни. В настоящее время у вас есть золотая возможность создать причины для невероятного счастья в будущей, а также и этой жизни. У вас есть золотая возможность очистить огромное количество негативной кармы, которая иначе неминуемо приведет к вашим страданиям в будущей жизни, либо уже в этой жизни.

Подобный шанс, который у вас есть сейчас, не будет часто повторяться в будущем. Напоминайте об этом себе. Кроме того, вы встретились с Дхармой, вы знаете что-то о практике Дхармы, поэтому очень важно немного подталкивать себя к практике. Заниматься духовной практикой, вершить благие дела — все равно что толкать камень в гору, для этого нужно все время прилагать усилия.

Дурные дела, поступки, противоречащие Дхарме, напротив, подобны камню, катящемуся с горы. Для этого усилий не нужно — камень будет катиться сам. Но для добродетелей усилия необходимы. Это трудно, но вы должны сказать себе: это принесет мне хорошие результаты. Таким образом постепенно вы будете прогрессировать, меняться к лучшему.

В первую очередь, для этого вам необходимы друзья по Дхарме, которые заинтересованы в практике, в проведении различных ретритов. Они будут вдохновлять вас. Старайтесь сблизиться с такими людьми, практикуйте с ними вместе. Тогда постепенно вам станет легче делать над собой необходимое для практики усилие. Вот что я могу вам посоветовать.

Драгоценный Учитель Геше Джампа Тинлей
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Лень и ее преодоление 21 Сен 2019 11:40 #21914

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9724
  • Спасибо получено: 5336
  • Репутация: 200
Самый эффективный способ преодолеть как прокрастинацию, так и нежелание и сопротивление практике — просто сделать ее. Ничто не работает так быстро и эффективно, как трудолюбие. Простой акт постоянного сидения и сосредоточения внимания на объекте медитации, день за днем, является существенным первым шагом, из которого вытекает все остальное в десяти стадиях. Затем, усевшись, вы должны тренировать себя, мягко и без самоосуждения, чтобы действительно медитировать, а не заниматься какой-то более интересной умственной деятельностью. Обратите внимание, что я сказал «тренируйте себя», а не «заставляйте» или «дисциплинируйте себя». Принуждение силой, чувство вины и сила воли не приведут к устойчивой практике, не в последнюю очередь из-за негативных эмоций, которые они вызывают. Тренировка себя означает работу над своей мотивацией и намерениями до тех пор, пока простые акты сидения и медитации не последуют естественным образом. Затем вы повторяете эти действия каждый день, пока они не превратятся в привычки. Как только вы начнете регулярно практиковать, вы будете удивлены тем, как быстро медитация станет легче и приятнее.

Усердие помогает начать свой путь, но реальное решение этих препятствий — научиться наслаждаться своей практикой. Один простой и мощный способ сделать это — намеренно наслаждаться всеми чувствами физического комфорта и сознательно культивировать удовольствие, которое можно найти в тишине. Получите удовлетворение от того, что вы сели медитировать. Это само по себе достижение! Слишком часто люди подходят к медитации так, словно принимают лекарство — на вкус это плохо, но они улыбаются и терпят это, потому что это должно быть хорошо для них. Вместо этого сделайте медитацию приятным занятием. Если вы спокойны и счастливы, вы добьетесь большего успеха, чем если вы напряжены и в стрессе. Чем больше вы преуспеете в поиске приятных аспектов медитации, тем больше у вас будет мотивации и тем больше вы будете с нетерпением ждать практики. Все остальное встанет на свои места. Сомнения исчезнут. Вы будете вдохновлены медитировать и сможете найти для этого достаточно времени. Как только вы вкусите радость и удовольствие от практики, промедление и сопротивление исчезнут. Вы будете с нетерпением ждать своего времени на подушке и охранять его как что-то драгоценное. По мере продвижения к более высоким ступеням вы не будете сознательно культивировать радость. Со временем это станет вашим обычным состоянием ума.

Culadasa (John Yates, PhD).
The Mind Illuminated. (Установление практики. Усердие и радость)
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.199 секунд