Семь вопросов о карме
Из ответов Ринчена Тензина Ринпоче на вопросы учеников
Ученик: Если во время начитывания мантр или текстов рядом со мной в помещении находится животное, влияет ли моя практика на его карму?
Ринпоче: Да, влияет. Животное накапливает заслуги просто за счет того, что слышит эти звуки. Это создает благоприятные условия для него.
Ученик: Всегда ли мы отдаем кармические долги именно тем существам, перед которыми мы их накопили?
Ринпоче: Нет, не обязательно. В прошлой жизни вы могли делать что-то нехорошее по отношению к условному Сергею, а в этой жизни забирать долг придет условный Алексей. А может быть и так, что долг накоплен по отношению к какому-то человеку, а в этой жизни появляется какой-нибудь дух, который к тому человеку вообще никакого отношения не имеет, но этот дух создает нам какие-то проблемы, от которых мы испытываем страдания и выплачиваем таким образом этот долг.
Ученик: Вы сказали, что бывает также карма сообществ, наций, стран. Я не совсем понимаю. Вот, например, когда-то жители страны воевали с соседями, подавляли их культуру. А сейчас в этой же стране живут существа, не имеющие отношения к тем, кто воевал, но они должны расплачиваться за них? Например, история с Тибетом.
Ринпоче: Здесь не такая взаимосвязь. Те люди, которые сейчас перерождаются в Тибете и испытывают на себе последствия культурной революции, вполне возможно, что они в своих предыдущих жизнях точно так же себя вели, то есть кого-то убивали или разрушали культуру других стран. Для этого там, в своих предыдущих рождениях, им необязательно было быть тибетцами, они могли жить совсем в других местах, но они накопили такую карму, за счет которой перерождаются там, где их теперь угнетают.
Ученик: Если человек убивает другого человека, то образуется карма убийства. А в том случае, когда человек сам себя убивает, перед кем у него возникает долг и как это решается?
Ринпоче: При самоубийстве, разумеется, кармического долга перед другими существами не возникает. Но что касается себя самого, то здесь человек накапливает очень серьезные кармические отпечатки, из-за которых не может принять человеческое рождение потом очень и очень долго, на протяжении многих кальп. Человеческое рождение — это благоприятное рождение, относящееся к трем низшим мирам. Если мы испытываем такую тоску и нежелание оставаться в человеческом теле, что убиваем себя из-за этого, это настолько сильный отпечаток, что последующее рождение в теле человека будет для нас очень сложным. То есть недобродетель убийства при убийстве другого человека и при самоубийстве одинаковая (поскольку и то, и другое — это по факту убийство человека), только при самоубийстве мы еще и создаем причины для того, чтобы не принимать человеческое рождение очень долгое время.
Ученик: Будда Шакьямуни как-то сказал, что лучше потерять эту жизнь, чем нарушить нравственную самайю.
Ринпоче: Да, и это совсем другая ситуация. Во времена культурной революции в Тибете часто бывало такое, что монахов ставили перед выбором: «Либо ты спишь с женщиной, либо убиваешь животное, либо мы убиваем тебя». И многие монахи отвечали: «Убивайте меня». В этом случае недобродетели нет, потому что тут смерть происходит не из-за того, что человек устал или разочаровался в человеческом рождении, а для того, чтобы воздержаться от недобродетели, чтобы самому не убивать, чтобы не терять свои обеты. Это совсем другая история. Многие из этих лам потом, в последнюю ночь до казни, проводили сами себе пхову, переносили свое сознание и таким образом умирали. Причиной такого поступка было сострадание к тем солдатам, которые должны были бы их убить, потому что убийство ламы — это огромная недобродетель, и они хотели оградить человека от накопления такой недобродетели и связанных с ней последующих страданий. Опять же, если человек уходит таким образом, то это происходит не из-за того, что ему надоело жить в этом теле; он переносит свое сознание в чистые миры, а потом может опять принять человеческое рождение.
Ученик: Скажите, пожалуйста, если человеку приходится работать на очень тяжелой или нелюбимой работе, то перед кем и за что он таким образом расплачивается?
Ринпоче: Сложно сказать точно, но, скорее всего, это происходит потому, что человек в прошлой жизни принуждал кого-то делать то, что ему не хотелось — например, был рабовладельцем, заставлял людей работать на себя. Может быть, не людей, а животных. Как результат, теперь ему самому приходится делать то, что не хочется.
Ученик: Бывают ли у кармы ошибки, и если да, то какие?
Ринпоче: Нет, ошибки невозможны. Если мы сажаем рис, может ли у нас из него вырасти горох?