Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня
  • Страница:
  • 1
  • 2

ТЕМА: Медитация шинэ (шаматха)

Медитация шинэ (шаматха) 12 Фев 2017 13:30 #10349

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Поучения по практике шинэ от Четырнадцатого Шамара Ринпоче

Один из аспектов предварительных практик — понять, что ум нуждается в приручении. Мысли должны находиться под контролем. Для того чтобы достичь этого, требуется освоить шинэ, или медитацию успокоения ума.

Для того чтобы овладеть шинэ, сначала надо научиться правильно сидеть.

Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 24 Янв 2018 15:34 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: P9tka

Медитация шинэ (шаматха) 12 Фев 2017 13:35 #10350

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Поза для медитации

  • 1. Во время медитации нужно сидеть прямо. Ноги могут быть скрещены в полной падмасане или в полупадмасане — правая нога сверху, левая снизу. Человек с длинными ногами может сесть на подушку повыше; высота подушки зависит от пропорций вашего тела. Очень важно, чтобы спина была полностью прямой. Желудок нужно слегка втянуть внутрь и назад, а нижнюю часть живота совсем чуть-чуть подать вперед для баланса. Такая поза идеальна для медитации, так как позволяет удерживать тело в прямом положении.

  • 2. Плечи следует держать ровными и прямыми.

  • 3. Что касается рук, можно сложить поместить ладони на перекрест ног в жесте для медитации: правую руку на левую, ладонями вверх. Поднимите плечи слегка верх и назад, так чтобы руки слегка прижались к боковым сторонам тела. Это весьма способствует удержанию вертикальной и прямой спины. Другой вариант — положить руки ладонями вниз на колени, следя за тем, чтобы плечи оставались прямыми.

  • 4. Шея должна быть слегка скруглена, так чтобы подбородок был направлен к груди.

  • 5. Глаза полуоткрыты, взгляд направлен вперед и слегка вниз.

  • 6. Рот не напряжен, но и не открыт. Губы расслаблены и находятся в естественном положении.

  • 7. Дышать нужно через нос, а не через рот.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 12 Фев 2017 13:48 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: P9tka

Медитация шинэ (шаматха) 12 Фев 2017 13:44 #10351

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Инструкции по технике сосредоточения

Для того чтобы овладеть навыками сосредоточения, следует фокусироваться на дыхании. Есть несколько методов, позволяющих научиться этому.

Представьте дыхание в виде очень узкого, яркого луча света. Во время вдоха и выдоха концентрируйтесь на том, как этот прямой луч света входит и выходит через ноздри. Войдя в ноздри, он проходит через нос и струится вниз по телу до пупка, а затем в обратном направлении. Одно дыхание — это вдох и выдох. Считайте свои дыхания, пока не достигните 21-го. Начните с мягкого вдоха, и затем начинайте отсчет: выдох и вдох — один. Выдох и вдох — два. Выдох и вдох — три, и так далее. Дышите расслабленно, делая небольшие паузы после вдоха и выдоха. Для того чтобы проще было считать, можно использовать малу (четки) или счетчик мантр. Отсчитайте 21 дыхание, затем сделайте короткий перерыв. Потом начните снова и отсчитайте 21 дыхание, на протяжении всей практики представляя дыхание в виде луча света.

Поначалу ваш ум может отвлекаться, и будет сложно отсчитать 21 дыхание. Не волнуйтесь об этом, даже если вам очень трудно. Просто продолжайте спокойно возвращать внимание к дыханию. Подсчет 21 дыхания с хорошей концентрацией помогает развить спокойствие на уровне тела, речи и ума. Если вы сможете отсчитать 21 дыхание, не отвлекаясь, — вы уже достигли очень хороших результатов. Когда вы будете способны выполнить несколько таких циклов, поддерживая одинаковый уровень концентрации, ваш ум очень быстро привыкнет к этой дисциплине.

Когда вы сможете сделать столько циклов, что в сумме насчитаете 21 000 дыханий, значит, вы достигли истинного успокоения ума. Конечно, на это потребуется время. 21 дыхание занимает примерно 5 минут. Значит, за час вы можете сделать примерно 252 дыхания. Для 21 000 вам потребуется три с половиной дня непрерывной концентрации. Разумеется, можно делать перерывы. Если практиковать по 8 часов в день, вы закончите 21 000 за 10,5 дней. Если сможете сделать это, результаты будут великолепными!

На этой стадии хорошо добавить аналитические размышления. Сосредотачивая ум на дыхании, поразмышляйте о взаимоотношениях ума и дыхания. Ум — это то же самое, что и дыхание? Или они отличны друг от друга? Сначала мы понимаем, что ум и дыхание — не одно и то же. Дыхание — это что-то, на чем концентрируется ум, так что они не тождественны. В то же время, ум, сосредоточенный на образе дыхания, неотделим от дыхания, потому что для того, чтобы иметь образ дыхания и концентрироваться на нем, ум и дыхание не должны быть полностью разделены. На самом деле, ни одно из этих явлений не существует самостоятельно. Без участия ума такой специальный тип дыхания невозможен. Выдох, вдох. Существуют ли они сами по себе? Нет, потому что мы их контролируем. Без работы ума вы не сможете дышать таким образом. Ум и дыхание зависят друг от друга, чтобы существовать в том виде, в котором мы их воспринимаем. Что касается всех явлений, воспринимаемые объекты и воспринимающий ум — одно. Так что ум и дыхание и не тождественные, и не отличны друг от друга. Это — природа иллюзии. Она пуста, словно сон. Позвольте себе переживать ум и дыхание как не-тождество и не-отличие. Понимая это, во время медитации не цепляйтесь ни за ум, не за дыхание как существующие на самом деле.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: P9tka

Медитация шинэ (шаматха) 12 Фев 2017 13:51 #10352

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Техники шинэ. Противоядия от базовых омрачений ума

Когда практика шинэ обретет стабильность, вы можете использовать ее в разных ситуациях. Существует много видов шинэ, что позволяет применять навык концентрации для того чтобы контролировать и подчинять всевозможные омрачения (отвлечения) ума.Если вы хотите, в конце концов, взять под контроль множество тонких омрачений, беспокоящих каждого человека (а это единственный способ развить устойчивое желание медитировать), прежде всего вы должны взять под контроль самые явные омрачения, возникающие на поверхности опыта. Из-за пристрастия к временным удовольствиям у нас нет недостатка в отвлечениях на поверхностном уровне. Для того чтобы постепенно взять под контроль тонкие отвлечения, начните с тех, что на виду. Ниже описаны практики шинэ, разработанные для работы с подобными омрачениями. Каждая из техник преследует определенную цель, и, как только вы их освоите, нет нужды выполнять их дальше.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 24 Янв 2018 15:33 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: P9tka

Медитация шинэ (шаматха) 12 Фев 2017 13:55 #10353

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Противоядие от гнева: концентрация на сочувствии и любящей доброте

Самое эффективное лекарство от гнева — сочувствие и любящая доброта. Чтобы развить сочувствие, концентрируйтесь на страдании, пронизывающем умы всех живых существ.

Есть три вида страдания: страдание, печаль и разочарование.

Страдающий ум постоянно мучается от разных вещей. Например, страдание может быть вызвано физической болью.

Печаль возникает от определенного образа мыслей: вы не получили то, что считали необходимым; получили то, в чем не нуждались, и так далее. Все, способствующее печали и депрессии, является частью опечаленного ума.

Страдание и печаль рождаются изнутри, а разочарование приходит снаружи. Например, нас разочаровывают те, кто ранит или причиняет нам вред.

Сначала размышляйте о трех видах страдания, беспокоящих ум. Теперь подумайте, как переживают их другие существа. Начните с мельчайших — муравьев, земляных червей, и так далее. Подумайте: у каждого муравьишки есть ум, и он, вне зависимости от размеров тела, подвержен одному из трех видов страдания. Попробуйте по-настоящему почувствовать, как они страдают. Постепенно переходите к существам большего размера: собакам, коровам и так далее. Ум каждого существа подвержен трем видам страданий; прочувствуйте их боль. Продолжайте, пока не дойдете до людей. Ощущайте страдание, которое испытывает каждый, как и вы, и тогда действительно сможете это пережить. Ощущая боль других как свою, пожелайте, чтобы все существа освободились от трех видов страданий.

Теперь размышляйте о природе страдания. Какова она? Откуда берется страдание? Подумайте о том, где возникает страдание: в уме. Страдание пронизывает каждую частицу ума. Каждая частица ума несет печаль, разочарование и тонкое страдание. Такова действительность первой из Четырех благородных истин: все есть страдание. Ум никогда не расслабляется.

Теперь размышляйте так: если в уме индивидуума страданий не существует, то их, на самом деле, не существует вообще. Так что же такое ум? Тщательно исследуйте это, и увидите, что каждый момент ума непостоянен, лишен прочности и продолжительности. Он меняется от мгновения к мгновению, и за этим нет никакой твердой, постоянной сущности. С помощью скрупулезного изучения вы увидите, что ум на самом деле пуст, что в его основе нет реального «я». В корне переживания трех видов страданий лежит ложная вера в существование «я» и постоянство ума.

Теперь, с пониманием, что все, и вы в том числе, страдают в одинаковой степени, осознавая, что нет никакого «я», которое могло бы страдать, что ум пуст, — от всего сердца пожелайте, чтобы все существа освободились от страданий. Это желание и есть сочувствие.

Если вы ощутили искреннее желание, чтобы все существа освободились от страданий, переходите к следующей стадии. Пожелайте, чтобы они испытывали счастье. Желайте этого с одинаковой силой для всех без исключения. Делайте это, вспоминая, что все, как и вы, в одинаковой степени хотят счастья. Концентрируйтесь на зарождении стремления к тому, чтобы каждое живое существо испытывало истинную радость. Это и есть любящая доброта.

Такое сосредоточение приносит безграничную заслугу. Эту медитацию можно выполнять неделями, — пока не достигните состояния, когда сможете мгновенно, мягко и без усилий сосредоточиться на главном: все существа страдают также, как я; страдание существует в уме; ни одной частицы ума не существует, поэтому поток ума пуст и там не за что цепляться; пусть все существа осознают это и освободятся от страданий. Все существа желают счастья так же, как я; пусть все они переживают истинную радость.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 24 Янв 2018 15:33 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Медитация шинэ (шаматха) 15 Фев 2017 19:56 #10597

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Противоядие от гордости: где "я"?

Эта техника — идеальное противоядие от гордости и привязанности к «себе». Она помогает понять, что «я», за которое цепляемся и которым гордитмся, не существует.

Начните с размышления о природе цепляния или привязанности. Цепляние — независимо? Нет, потому что требует наличия объекта привязанности: «это мой телефон» или «это мои туфли». Теперь подумайте, каким способом вы цепляетесь за «себя» как нечто уникальное, особенное, центр своего мира. За что вы цепляетесь? Что в вас такого, к чему вы привязаны? К своей форме? Подумайте о том, из чего она состоит. Начните с кожи. Исследуйте ее от кончиков пальцев ног до макушки, на задней и передней поверхности тела, — только кожу. Спросите себя: «Это я?». Подумайте о своей плоти, мышцах, жире, органах, обо всем. Потратьте время, чтобы посмотреть анатомические атласы и получить впечатление об устройстве тела, а затем представьте его в деталях. Где «я»? Это — я? Я — в какой-то из частей тела? В сердце? В голове?Теперь вообразите свои вены. Мысленно «снимите» плоть, мышцы и органы, и размышляйте о кровеносной системе. Где я в этой сети вен, артерий, сосудов? Во время этой практики у вас сохранится чувство «себя», но попробуйте его как-то локализовать. Вы обнаружите, что «вас» нет нигде.

Теперь представьте всю жидкость в своем теле: кровь, лимфу, мочу, воду и так далее. Есть ли в этих литрах жидкости что-то, похожее на «я»?

Вообразите свои кости. Сфокусируйтесь на каждой части тела и думайте обо всех костях, из которых оно состоит. Медленно исследуйте каждый слой костной структуры. Попытайтесь найти «я», за которое можно было бы зацепиться; это — вы?

Затем исследуйте пространство тела. Между органами, кишками, в легких, в сердцевине костей и вен существует пространство. Можете ли вы найти там «себя»?

Подумайте об элементах, составляющих тело — это воздух, жар, холод. Это — вы?

Размышляйте о сознании органов чувств, об отдельной способности к осознаванию, имеющейся у каждого органа восприятия. Попробуйте обнаружить там себя. «Я» — в осознавании звука? Если вы так считаете, то как появляется способность видеть? Где «я» в процессе зрительного восприятия? А что насчет вкуса, обоняния, осязания, думанья? Как может «я» существовать независимо в каждом из этих чувств? Если у каждого органа восприятия отдельное «я», у вас пять или шесть «я», и вы представляете собой не единство, а множество. Как вы можете быть набором множества «я»? Если вы полагаете, что у вас одно «я» для всех этих отдельных «я», тогда вы должны слышать глазами, видеть кожей и так далее. Если в каждой из этих частей вы не в состоянии обнаружить «я», как можно это сделать в собрании частей?

Так следует медитировать.

В завершение рассмотрите идею «я» как иллюзию. Вы исследовали каждую часть тела, и не нашли там «себя». Это всего лишь иллюзия. Раз нет ничего, что можно считать «собой», то и цепляться не за что. Это ослабит привязанность к «себе», гордость и эго. Советую практиковать эту медитацию примерно неделю.

Однако в данном случае медитируйте так, как описано ниже, не пытаясь разом охватить двенадцать звеньев сразу.

Начните с размышления о том, как началась ваша жизнь. Подумайте о самом первом моменте, когда родители зачали вас. Это самый первый момент вас. Следовательно, это и есть подтверждение вашего существования? Если да, спросите себя, кто отвечает за возникновение вашей жизни и тела — мать или отец? Если отец, зачем понадобилась мать? Если мать, для чего нужен отец? Если вы появились благодаря одному или другому, ваше тело сразу выглядело бы как сейчас. С другой стороны, если вы появились не посредством матери или отца, как вы могли появиться с помощью их обоих? Отложите это ненадолго. Подумайте о том «себе», существовавшем в момент зачатия. Это действительно были вы? Испытывали ли вы привязанность к себе? Если цепляние за «я» отсутствовало, как это могли быть вы?

Теперь подумайте вот о чем: если вы появились посредством матери или отца, и если вы цепляетесь за «я», следовательно, это цепляние должно быть направлено на мать или отца. Так где же вы? Цепляние за «я» не существует независимо; тело без привязанности к «я» — это не вы; что же тогда появилось первым — тело или привязанность к «я»? Ничто из них не обладает независимым существованием.Так мы исследуем форму.

Теперь рассмотрите чувства. Где они существуют в текущий момент? В цеплянии за «я», или в теле? Если в теле, то даже без цепляния за «я», без ощущения «себя», вы должны испытывать чувства. Если они лишь в цеплянии за «я», тогда сохранятся и без тела.Так мы исследуем чувства.

Теперь подумайте о развитии жизни. Оно в уме? Или в физической форме, лишенной ума? Если жизнь развивается в плоти и костях, тогда тело будет жить и без участия ума. Если это происходит только в уме, жизнь должна происходить и без наличия формы. Таким образом, жизнь не существует независимо в плоти или в самоцепляющемся уме. Если ничто из них не может независимо расти и жить, как они могут создать это вместе? Начало жизни — мираж; развитие жизни — тоже мираж.Затем размышляйте о жизни как таковой. Если жизнь существует, она существует в момент появления или в развитии? Если она имеет место в самом начале, для чего расти, ведь жизнь уже произошла? Однако если жизнь существует в процессе развития, у нее не может быть начала. Что это? Где это? Это существует в своем начале, в развитии, в старости, в смерти? Если жизнь — в смерти, как смерть может быть смертью? В этом случае она была бы жизнью. Однако как произойдет смерть без жизни? Где смерть? Что такое смерть? Смерть тоже мираж. Она существует в смерти или в жизни?

Теперь расширьте сферу анализа и рассуждайте аналогичным образом о каждой части себя. Существует ли какая-то из них независимо? Даже ваше сознание? Выясните, существуют ли ваши многочисленные мыслечувства в теле или в уме. Например, рассмотрите цепляние за свою красоту. Если она — в уме, тогда и без тела вы будете испытывать это чувство. Но без формы — где красота, к которой вы привязаны? Если же эта привязанность — в плоти, костях и коже, тогда и в отсутствие ума физическая форма будет переживать цепляние.

Анализируйте так каждую мысль, и вскоре вы увидите, что все они — мираж. «Я», другой, форма, чувства, все. Оно здесь, когда все факторы — ум, тело и опыт — собраны вместе, но в независимой действительности ничего не существует. Поэтому все — иллюзия, подобная сну.

Эта медитация поможет развить точное понимание взаимозависимой природы явлений. На тибетском это называется choki sherap. Это превосходное средство от неведения.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 24 Янв 2018 15:34 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Медитация шинэ (шаматха) 15 Фев 2017 20:00 #10598

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Противоядие от желания: концентрация на мерзости тела

Самый эффективный способ справиться с силой желания — концентрироваться не непостоянстве тела.Сначала представьте свое тело, так отчетливо, как можете. Постарайтесь действительно осознать, что это набор частей, зависящих друг от друга: скелет — «коллекция» костей, соединенных связками, он закрывает и защищает множество органов и покрыт сетью мышц. Затем следует плоть, жир, кровеносная система и т.д., и все это завернуто в кожу, словно в сумку. Затем представьте на лбу, между глаз, гниющее пятно размером с подушечку большого пальца руки. Оно разлагается. Какого оно цвета? Какие оттенки приобретает? Подумайте, как меняется цвет гниющего тела в процессе разложения. Пятно на вашем лбу проходит через такие же стадии. Затем гниение начинает распространяться по всему телу. Все ваше тело разлагается, гниет, распадается на части. Гниющая плоть кусками падает на пол вокруг вас. Органы тоже гниют, разлагаются и кусками падают на пол. Теперь целым остался только ваш скелет и маленькие кусочки плоти на каждой ноге, рядом с большими пальцами. Два кусочка размером с подушечку большого пальца — это все, что осталось нетронутым.Теперь и скелет начинает распадаться и отдельными кусками падает на пол. Эта куча костей, бывшая вашим скелетом, начинает теперь расти и расширяться. Она растет и растет, пока не становится невообразимо огромной. Представьте, что ваш скелет заполняет весь континент, на котором вы живете, от моря до моря, от востока к западу, от севера к югу. Кости становятся огромными: гигантский череп, гигантский позвоночник, и так далее. Затем медленно, очень медленно, он начинает уплотняться и восстанавливаться. Постепенно он возвращается к обычным размерам, и формирует ваше тело в сидячем положении. Когда ваш скелет полностью вернулся к обычному состоянию, крошечные кусочки плоти на ногах, не затронутые разложением, начинают разрастаться. Из них постепенно восстанавливается все тело: органы, мышцы, плоть и кровь. В конце отрастает лицо. Оно полностью возвращается на место, за исключением кусочка гниющей плоти в межбровье. Этот островок готов вновь начать разлагаться.
Сделайте небольшой перерыв, а затем начните сначала.

После многократного повторения вы достигнете состояния, когда ваше собственное тело и тела других начнут вызывать приступы тошноты и отвращения. Это значит, что пора остановиться. По окончанию медитации не следует продолжать воображать разлагающееся пятно на лбу. Как было объяснено выше, после медитации вы не должны цепляться за это как нечто реальное.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 24 Янв 2018 15:35 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Медитация шинэ (шаматха) 15 Фев 2017 20:05 #10599

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Заключительные рекомендации

Описанные выше техники помогут победить пять ядов ума и все тревоги. Важно начать с первой, с подсчета дыханий, и так развить устойчивую концентрацию. Достигнув совершенства в этой практике, вы с легкостью выполните остальные.

Чтобы поддерживать качество медитации на должном уровне, введите в практику следующее. Как только ум становится возбужденным, расслабляйтесь. Засыпая, дисциплинируйте тело. Освежите в памяти правильную позу для медитации и сядьте прямо. Это направит энергию обратно в ум. Сохраняйте осознанность от начала и до конца практики. Знайте, когда расслабляться, а когда фокусироваться.

Правильные пищевые привычки тоже помогают. В целом, это означает не есть слишком много. В идеале желудок наполовину заполнен едой, на четверть водой, и на четверть пуст. Находясь в строгом ретрите, не ешьте после часа дня и до следующего утра. Это действительно лучше всего для концентрации, хотя не подходит для работающих людей. Можно пить чай, зеленый или черный. Кофе не годится для медитации, так как после прилива энергии вы становитесь сонными.

В строгом ретрите вставайте в пять и медитируйте до десяти, а затем ложитесь спать. До 10 ложиться спать слишком рано. Тем, кто работает, нужно подстраиваться под текущее расписание. Выполняя ретрит по шинэ, начните с практики подсчета 21 000 дыханий. Каждую из четырех практик-противоядий можно делать по три недели. Великий мастер Шантидэва объясняет, что медитация лхатонг, или высшего взгляда, уничтожает все омрачения, только если основана на стабильном шинэ:

«Випашьяна, основанная на шаматхе,
Искореняет клеши.
Зная это, сперва устремись к шаматхе.
Ее достигнешь, отвергнув радости мира»


Бодхичарьяаватара, глава 8, строфа 4
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 16 Фев 2019 14:29 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Медитация шинэ (шаматха) 15 Фев 2017 20:09 #10600

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Медитация на Будду

Во время этой практики мы концентрируемся на Будде.

Так ясно, как можете, визуализируйте фигуру Будды прямо перед вами. Он сидит на самом драгоценном троне, который вы в состоянии представить. Позади него — величественное дерево Бодхи. Его тело золотого цвета и светится, с безграничной любовью и сочувствием он смотрит прямо на вас. Тщательно фокусируйтесь на каждой части Будды: его прекрасном взгляде, глазах, губах, волосах, груди, плечах, руках и ногах, позе. Сосредоточьтесь на нем и зародите сильную преданность ему. Когда такая преданность возникла, Будда превращается в свет и растворяется в вас.

У этой практики много преимуществ. В краткосрочной перспективе она полезна, потому что улучшает ваш навык сосредоточения и заставляет фокусироваться напрямую на Будде. Кроме того, эта техника приучает ум к тому, что медитация будет направляться вашей собственной мудростью. Окончательная польза в том, что мы станем Буддами и принесем безграничную пользу бесчисленным живым существам.

Отсюда
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Медитация шинэ (шаматха) 13 Янв 2018 18:37 #14393

  • Периловнук
  • Периловнук аватар
  • Offline
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 693
  • Спасибо получено: 358
  • Репутация: -4
С чего начинается практика Шине
Из наставлений Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче

Первое: причина выполнения практики Шине — это опора, то есть, драгоценное человеческое тело, обладающее свободами, связями-богатствами и мудростью, тщательно распознающей объекты познания. Подробно о том, что такое драгоценное человеческое рождение с восемнадцатью качествами, десятью дарами и восемью свободами, мы говорили во время предварительных практик. Все эти свободы и дары нам необходимы.

Помимо драгоценного человеческого рождения, нужна склонность к созерцанию, радость созерцания, вера в созерцание. Если нам это неинтересно, мы этому не рады, то практика будет бесполезна. Когда я говорю о вере в созерцание — это не значит «о, я принимаю прибежище в созерцании». Речь идет о том, что мы знаем о том, какова польза созерцания, мы стремимся к нему, мы верим, что практика сосредоточения поможет нам обрести счастье ума. То есть, у нас есть доверие к этому методу и желание им в полной мере воспользоваться.

Но этой веры, преданности и желания также недостаточно. Еще у нас должно быть великое и безотлагательное радостное усердие. Ведь даже если мы чего-то хотим, рады этому, доверяем ему и стремимся к нему, но при этом ничего не делаем, то и результата не будет. Также, если мы откладываем практику на завтра, послезавтра и так далее, то постепенно из всех этих завтрашних дней вместе сложатся месяцы, годы и целая жизнь. Можно привести такой пример безотлагательного усердия: если у тибетской красавицы загорелись волосы, то чем бы она ни была занята, что бы она ни держала в этот момент в руках, бросит все и начнет их тушить. Так и здесь.

Также необходимо развивать в своем уме такие качества, как чувство совести, препятствующее совершению неблагих поступков, и чувство умеренности. Если мы совсем не можем контролировать свои желания, то наш ум ни на секунду не останется в покое, он постоянно будет занят желаниями и погоней за желаемым. Чтобы сдерживать ум, необходимо следить за собой, выработать некую стыдливость по отношению к своим желаниям, не поощрять их в себе. Это нужно, чтобы ум не увяз в этих цепляниях.

Это то, что касается собственных действий, связанных с умом. Также нужно обратить внимание на то, как мы относимся к другим, а именно — на неудовлетворенность действиями других людей. Такое отношение часто присутствует на всех уровнях: ученики недовольны действиями учителя, считают, что он делает что-то не то и не так; учитель недоволен учениками; муж с женой недовольны друг другом; в любой организации кто-то постоянно недоволен тем, как работают другие. Этот не так сделал, это не то, там не так, это неправильно. Такое отношение к действиям других также может служить серьезным препятствием для пребывания в покое, для сосредоточения. Заметьте, что практически никогда мы не бываем недовольны самими собой и своими действиями, зато всегда недовольны другими и бесконечно готовы об этом говорить. Иногда люди встречаются и только и говорят о том, что было вчера, позавчера и сегодня, и как все не так, как должно быть. Избегайте этого и в речи, и в уме.

И также мы должны культивировать такие благие качества ума, как решимость, отвага и выдержка. Если мы сталкиваемся с неудачами в практике, если что-то не получается, мы не должны отчаиваться, не должны думать «я не могу этому научиться, мне это не дано». Наоборот, мы полны решимости практиковать столько, сколько нужно, пока не достигнем результата! Вооружите себя мотивацией, что Шине — это настолько важная практика, что я обязательно овладею ей, потому что в будущем мне это поможет преодолеть много страданий, мой ум будет прочен и стабилен, и все у меня получится. Когда мы поддерживаем в себе такую мотивацию, то практикуется легко!



Copyright
Читать наставления на другие темы
Последнее редактирование: 06 Март 2019 21:37 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Dr. DoLove

Медитация шинэ (шаматха) 24 Янв 2018 15:44 #14608

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
О пользе практики Шине и ее абсолютном плоде
Из наставлений Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче

Наша главная задача как практиков — это распознание подлинной природы ума и пребывание в ней. Но что сейчас представляет из себя наш ум? Он хаотичен, делает что хочет, устремляется за всеми мыслями, которые возникают. Мы не можем его контролировать. Если задуматься, то все беды в этом мире так или иначе связаны именно с этим бесконтрольным буйством ума, с тем, что ум нам не подвластен, а тело подобно его безропотному слуге. Поэтому нам необходимо собрать свой ум, вернуть себе контроль над ним и сделать так, чтобы он пребывал там, где нужно.

Ум обладает огромной силой. Эта сила, будучи бесконтрольной, создает все неблагое в мире, все беды и несчастья, но она же, эта же самая сила, способна порождать счастье и блаженство.

Практика Шине помогает нам научиться контролировать свой ум. Пока мы совсем не способны его контролировать, даже если нам откроется ригпа, мы не сможем стабильно пребывать с этим воззрением, а значит — оно нам не поможет, ведь мы не будем в силах закрепить его, сделать его устойчивым. Нам надо сделать ум настолько стабильным, чтобы задача пребывания с каким-то объектом долгое время стала ему под силу. Сейчас это у нас не получается, потому что куда бы мы ни пытались ум поместить, он там не остается — убегает, ускользает все время. Поэтому Шине — это именно то, что впоследствии очень сильно помогает в дальнейшей практике, когда задача заключается в стабильном пребывании в ригпа.

Каков абсолютный плод практики Шине? Это такое сосредоточение, в ходе которого мы можем пребывать с объектом бесконечно долгое количество времени — месяцы, годы. Люди, входя в это состояние, состояние непрерывной медитации, перестают даже дышать, поэтому сколько ум покоится на объекте, столько они с ним могут пребывать. Концентрация настолько сильная, что дыхание останавливается. Логично задать вопрос: как это можно не дышать и оставаться живым? Если вы помните, то во время практики Пхова мы с вами изучали, что есть такой момент, когда внешнее дыхание остановилось, а внутреннее еще нет, — то есть, человек не дышит уже, но процессы еще происходят. Говорится, что в это время ригпа и наше сознание пребывает вместе с тонким ветром в центральном канале тела и, соответственно, для этого внешнего дыхания не нужно. Исходя из этого, возможно достичь такого состояния, когда дыхание останавливается, а ум сохраняет осознанность.

Есть истории о том, как ламы таким образом проводили в медитации по сто лет. Как это возможно? Наше тело опирается на силу элементов, у нас есть определенный ее запас. Пока мы живем, мы расходуем отпущенную нам силу, и постепенно она истощается и, наконец, заканчивается. Во время умирания происходит процесс разрушения элементов. До этого сознание пребывает в теле, но как только опора в виде силы элементов пропадает, сознание тело оставляет. В обычной жизни мы ходим, дышим, кровь циркулирует, все это требует затрат, соответственно, сила элементов постепенно исчерпывается. Расходование силы элементов напрямую связано с дыханием.

Во время непрерывной медитации использование силы элементов приостанавливается, и поэтому становится возможным очень длительное нахождение в состоянии медитации. Это отдаленно похоже на заморозку или консервацию. Есть некие научные подтверждения этому, я даже слышал, что и в России какие-то исследования проводятся.

Такое длительное пребывание в сосредоточении — это абсолютный плод Шине.



Читать наставления на другие темы
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 06 Март 2019 21:39 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Dr. DoLove

Медитация шинэ (шаматха) 27 Янв 2018 17:49 #14676

  • Периловнук
  • Периловнук аватар
  • Offline
  • Живу я здесь
  • Сообщений: 693
  • Спасибо получено: 358
  • Репутация: -4
Что такое Лхатонг?
Из наставлений Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче

Когда наша практика Шине становится устойчивой, то есть, наш ум становится способным однонаправленно пребывать на выбранном объекте долгое время, для него также становится возможным одновременно с этим пребыванием производить анализ, исследование, различение. Но это не мысленный анализ, а особая тонкая проницательность — Лхатонг. В этом состоянии ум, не выходя из равновесия, может различать правильное и неправильное, благое и неблагое, глубоко исследовать качества объекта. То есть, в устойчивом сосредоточении ума зарождается особая способность к ясному различению, особое качество сознания.

Слово «Лхатонг» состоит из двух частей. «Лха» означает «то, что выше», «превосходящее» — то есть, это качество сознания превосходит прежнее обычное созерцание. «Тонг» означает «видение». То есть, Лхатонг — это высшее видение, совершенное прозрение, различающая и ясно распознающая мудрость. Такова тибетская этимология этого слова.

Когда мы овладеваем Шине, мы сосредотачиваемся и направляем свой ум на объект, и единственное, что от нас требуется, — не терять этого сосредоточения. Мы должны научиться этому однонаправленному пребыванию с выбранным объектом, и пока мы этому не научились, все остальное уводит нас, мы теряем свою концентрацию. Лхатонг же означает, что, сохраняя сосредоточение, мы без мыслей и усилий видим, каков этот объект, знаем все его качества, и это знание не является рассудочным — оно возникает из сосредоточения. Мы сосредоточены на объекте, но помимо сосредоточения в нашем уме присутствует мудрость, которая видит больше.
Таким образом, Лхатонг развивается только на основе Шине. Если у нас нет устойчивого Шине, то все, что мы бы хотели принять за Лхатонг, будет лишь мыслями и умопостроениями, а не прозрением. Мы не выйдем за пределы нашего обычного обусловленного мышления.

В чем разница между Шине и Лхатонг? Разницы в объекте нет, не различаются они и с точки зрения присутствия или отсутствия силы неконцептуальной составляющей ясности, у них обоих в той или иной степени есть присутствие или отсутствие этой силы. То есть, однонаправленное сосредоточение есть и в Шине, и в Лхатонг, объект тоже одинаков. Разница в присутствии особой мудрости, возникающей при условии устойчивого пребывания. Если она есть — это Лхатонг, если ее нет — это Шине.

Copyright
Наставления и ответы на вопросы Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче

Последнее редактирование: 06 Март 2019 21:39 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Nahualli

Медитация шинэ (шаматха) 07 Фев 2018 13:04 #14904

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Об отношении к практике
Из наставлений Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче

Ученик: Меня беспокоит, что во время этой практики надо стараться не моргать. Функция моргания — она ведь физиологическая. У меня резь в глазах появляется, и мне становится страшно за мое зрение. Насколько долго можно так смотреть с открытыми глазами, чтобы это не было опасно для глаз?

Ринпоче: Одна неделя и несколько часов сессий каждый день, из которых десять-пятнадцать минут надо пытаться не моргать, глазам не повредят. Когда я учился, мы практиковали это по четыре часа подряд, да еще и на морозе иногда — даже слюна на губах замерзала — и ничего, зрение никто не повредил. Вспомните, сколько времени мы проводим за компьютером, глядя в экран, — вот это действительно вредно для зрения.

Ученик: А с резью что тогда делать? Перетерпеть? Не обращать внимания?

Ринпоче: У всех вначале режет глаза, все с этим сталкиваются. Если позиция смотрения найдена верно, то эта резь потом быстро проходит.

Все так устроено, что для того, чтобы чего-то достичь, — будь то в жизни, в спорте или в чем бы то ни было еще, — надо потрудиться. Чтобы насладиться неким результатом, счастьем, радостью, надо сначала приложить усилия. Без усилий никакие плоды вообще не достигаются, так просто не бывает. Так и здесь — вначале нужны усилия, труд, потом это вознаграждается состоянием тела и ума.

Бывает, что люди отправляются на учения, пытаются практиковать, что-то не получается, и они думают: «А, плохой ретрит, плохое учение, не буду этим заниматься больше». Но практика добродетели сталкивается с преградами, это нормально. Как говорится: «Чем глубже учение, тем сильнее демоны». Для того, кто сталкивается с препятствиями, но преодолевает их, в дальнейшем открывается больше путей, и их результаты глубже. Поэтому, если мы не поддаемся преградам и препятствиям, а наоборот — перетерпели, постарались, преодолели, — то потом больше силы откроется и дано будет больше. Да, в учении демоны восьми классов могут чинить множество преград и создавать помехи, но не поддаваться этому — в наших силах. Если мы говорим «не буду, не хочу», то мы сами себе преграду создали, они — это некое условие, а поддадимся мы этому или нет, зависит от нас.

Читать наставления на другие темы
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 06 Март 2019 21:39 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: P9tka

Медитация шинэ (шаматха) 14 Март 2018 14:29 #15561

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Безобъектная практика шинэ

Безобъектная практика шинэ — это основной подход к успокоению ума. Вам не нужно следить за своими мыслями или эмоциями, как в тех практиках, которые я буду обсуждать далее, и не нужно пытаться их подавлять.

Всё, что от вас требуется, — это пребывать во внимательной осознанности, наблюдая за действиями своего ума без привязанности или отвращения к мыслям, эмоциям и прочему, что приходит и уходит, и сохраняя своего рода детскую непосредственность: «Ух ты! Сколько мыслей, чувств и эмоций проносится в моём осознании в этот момент!»

В каком-то смысле безобъектная практика шинэ похожа на то, когда вы просто смотрите в бескрайний простор пространства, а не сосредоточиваетесь на галактиках, звёздах и планетах, перемещающихся по небу. Мысли, эмоции и ощущения посещают и покидают осознавание так же, как галактики, звёзды и планеты перемещаются в пространстве. Подобно тому как пространство не определяется перемещающимися в нём объектами, так и осознавание не ограничивается и не определяется мыслями, эмоциями и т. д., которые оно постигает. Осознавание, как и пространство, просто есть.

Безобъектная практика шинэ имеет своей целью простое пребывание в «бытийности» осознавания. Некоторым людям эта практика покажется очень лёгкой, а другим — напротив, очень трудной. Это в большей степени зависит от личного темперамента, чем от компетенции или умения.



Наставления очень просты. Если вы стараетесь практиковать по всей форме, лучше всего по мере возможности использовать семичастную позу для медитации. Если вы не можете принять требуемую позу — например, если вы ведёте машину или идёте по улице, — то просто выпрямите позвоночник, держа остальное тело расслабленным и уравновешенным. Затем позвольте своему уму просто расслабиться в состоянии чистого осознавания настоящего момента.

В вашем уме неизбежно начнут появляться всевозможные мысли, чувства и ощущения.

Этого следует ожидать, поскольку вы не обучены успокоению ума. Это всё равно что начинать программу бодибилдинга в спортзале. Сперва вы способны поднимать лишь несколько килограммов, и после нескольких повторений ваши мышцы устают и отказываются работать. Но если вы продолжаете тренироваться, то постепенно сможете поднимать больший вес и делать больше повторений.

Точно так же обучение медитации представляет собой постепенный процесс.

Возможно, в начале вы будете способны пребывать в покое всего лишь несколько секунд до того, как мысли, ощущения и эмоции начнут всплывать на поверхность.

Основное правило — не следовать за этими мыслями и эмоциями, просто быть в курсе того, что появляется в сфере вашего осознавания. Что бы ни проходило через ваш ум, не сосредоточивайтесь на этом и не пытайтесь это подавлять. Просто наблюдайте, как это приходит и уходит.

Начиная следовать за мыслями, вы сразу теряете контакт с тем, что происходит здесь и сейчас, начинаете фантазировать, оценивать, вспоминать и выдумывать разнообразные сценарии, которые могут не иметь никакого отношения к реальности настоящего момента. Чем больше вы позволяете себе увлекаться такими умственными блужданиями, тем дальше уходите от открытости настоящего момента.

Цель медитации шинэ — медленно и постепенно разрушать эту привычку и оставаться в состоянии присутствующего осознавания, открытого для всех возможностей настоящего момента.

Не критикуйте и не обвиняйте себя, если обнаружите, что вы увлеклись мыслями. Просто заметив, что вы вспоминаете о прошлом событии или заглядываете в будущее, вы уже сделали достаточно для того, чтобы вернуться обратно в настоящий момент и усилить своё намерение медитировать. Когда вы занимаетесь практикой, решающее значение имеет ваше намерение медитировать. Кроме того, важно продвигаться вперёд постепенно. Мой отец обязательно говорил всем новым ученикам, включая меня, что самый эффективный подход для начинающего состоит в том, чтобы успокаивать ум на очень короткое время много раз в день.

Иначе, говорил он, вы рискуете заскучать или разочароваться в своём прогрессе и в конце концов забросите это занятие. Как говорится в старых текстах: «Капля за каплей наполняют чашу».

Поэтому, когда вы только начинаете, не ставьте себе явно завышенную цель сидеть в медитации по двадцать минут. Вместо этого стремитесь к минуте или даже половине минуты, используя те несколько секунд, когда появится склонность или желание передохнуть от ежедневной рутины и понаблюдать за своим умом, вместо того чтобы предаваться грёзам. Практикуя таким образом «по капельке», вы обнаружите, что постепенно освобождаетесь от умственных и эмоциональных ограничений, которые служат источником усталости, расстройства, гнева и отчаяния, и открываете в себе безграничный источник ясности, мудрости, усердия, спокойствия и сострадания.

Йонге Мингьюр Ринпоче «Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему»
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Медитация шинэ (шаматха) 18 Март 2018 17:15 #15631

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Медитация Шине: ответы на вопросы и советы
Из наставлений Ринчена Тензина Ринпоче

Мы сегодня говорили о трех главных наставлениях, трех особенностях памятования. Первое — объект концентрации должен быть четким и ясным, второе — мы не должны о нем забывать, третье — мы должны на нем пребывать однонаправленно. Это самое главное.

В: У меня ум держится, картинка хорошая, но все время как бы вторым слоем идет какой-то еще поток, в котором то слова, то мысли, причем это даже не мысли о моих делах, а отрывки текстов учений… Что делать в этом случае?

О: Это отвлечение. Нужно стараться концентрироваться более однонаправленно, чтобы ум на эти вещи из второго слоя не отвлекался. Тут важно понять, что видимости возникать возникают, но, когда они возникают, важно за них не цепляться. Если мы за них цепляемся, это уже концепция или мысль. Если же они просто возникают, это нам не причиняет вреда.

В: То есть, если они плывут там себе, то и пусть плывут?

О: Да. Просто не надо думать. Одно дело то, что возникает у нас в уме, и совсем другое — то, за что мы цепляемся, начиная об этом думать. Превращая видимости в мысли и концепции. Сначала возникают видимости, а уже потом мы начинаем за них цепляться, понимаете?

Важно понять, что такое Шине, умиротворенное пребывание, и чем оно отличается от способов медитации Тантры и Дзогчена. Многие этой разницы не осознают, поэтому какой медитацией они занимаются — никому не известно. Во время медитации Шине ум находится на объекте, и ничего другого в уме возникать не должно, а если что-то и возникает, то это неважно. Когда будем изучать воззрения Тантры и Дзогчена, там будет по-другому. Сначала мы осваиваем Шине, а потом знакомимся с воззрениями Тантры и Дзогчена и отчетливо видим разницу.

Хотел сказать еще одну вещь о том, что касается нашего мозга и нашего сердца. Когда мы, например, сидим и изучаем какие-нибудь тексты, то есть работаем в основном мозгом, то через какое-то время у нас может начать болеть голова. А если мы эту работу внутреннюю смещаем, опускаем на уровень сердца, то голова у нас проходит. В процессе медитации важно, чтобы и ум, и тело были расслаблены. Когда начинающие только учатся «схватывать» свой ум, удерживать его на объекте, то у них, бывает, возникает такое ощущение, не то что бы боли, а как будто голова сжимается или что-то ее сжимает. Если это ощущение сжатия появляется, то, начиная с этого момента, ум будет удерживаться хорошо. Надо продолжать идти в этом же направлении, но делать это расслабленно, тогда нам удается «схватить» его. Это из наставлений моих учителей и проверено на моем собственном опыте. Практикуйте, и сами поймете.

Читать наставления на другие темы
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 06 Март 2019 21:40 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Медитация шинэ (шаматха) 19 Март 2018 18:27 #15636

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Шине и самостоятельные исследования
Из наставлений Кхенпо Геше Ринчена Тензина Ринпоче

Бывает, что когда мы делаем Шине, то совсем не можем сосредоточиться, потому что мысли и воспоминания не дают нам этого сделать. Когда такое происходит, смотрите на природу этих мыслей, воспоминаний и так далее. Постарайтесь исследовать их. Задайтесь целью понять, кто их думает? Кто вспоминает? Откуда они возникают, есть ли это место? Есть ли тот, кто думает? Если есть, то какой он? Если вы будете это делать, занимаясь Шине, то это вам очень поможет в будущем на следующих уровнях. Кто нам мешает однонаправленно сосредоточить ум на объекте? Думающий эти мысли, виден ли он кому-то другому? Занимайтесь таким исследованием.

Собственный опыт, собственное знание очень важны. Учитель, конечно, в любом случае будет объяснять и рассказывать, что есть что, но чужие слова и объяснения очень легко забываются. Если же мы что-то переживаем на своем опыте, а потом учитель говорит: «Да, это так, это то-то и то-то», вот тогда это с нами остается и закрепляется. Но для этого необходимо самостоятельно заниматься. В будущем мы будем говорить о пустоте, о природе ума, о «великом совершенстве». Если это будет обнаружено нами, а затем подтверждено словами учителя, тогда подлинная природа действительно будет нами узнана, ее значение раскроется. То есть, это обоюдный процесс — недостаточно только слушать учителя, нужно искать самим, и тогда в совокупности с наставлениями учителя получится именно то, что нужно.

Простой пример. Допустим, нам нужно познакомиться с неким человеком по имени Саша. Если он находится в данный момент здесь, то достаточно того, чтобы нас подвели к нему и сказали: «Это Саша, познакомься». Когда мы второй раз этого человека встретим, то будем точно знать: это Саша, мы с ним уже знакомы. Если же Саши здесь нет, то нам его могут описать, чтобы мы его представили: высокий, например, темноволосый, около тридцати лет, еще какие-то детали внешности. Некий образ по этим описаниям у нас сложится, так как мы знаем все эти характеристики и можем их представить. Но стоит нам выйти на улицу, как мы увидим десятки человек, похожих на это описание. Кто из них Саша? Мы окажемся в затруднении. Это совсем не то же самое, что один раз увидеть человека лично. Так и здесь — когда дается учение о сущности ума, то будут, конечно, всевозможные объяснения и указания. Если мы совсем не знакомы с ней, то, конечно, что-то мы узнаем. Но это будет совсем не то же самое, как если бы мы до этого многое сами обнаружили. Поэтому, чтобы нам раскрылась природа ума, необходимо исследовать. Время от времени обращайте свой взор внутрь, смотрите на мысли и старайтесь понять: кто думает, кто вспоминает? Это просто движение ума или есть тот, кто думает, обладающий некой формой, местом, цветом?

Также важно, чтобы ваш ум менялся. Чтобы он с течением времени становился менее захвачен мирским, больше обращен к учению. Чтобы в нем было больше доброты, заботы о других, меньше цепляния, отвержения и заблуждений. Важно, чтобы полученное учение отражалось в вас; если это получается, это прекрасно.

Читать наставления на другие темы
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 06 Март 2019 21:40 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Медитация шинэ (шаматха) 16 Фев 2019 14:31 #20103

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Медитация Шинэ учит нас быть осознанными каждый момент нашей жизни, проживать его целиком и со смыслом, учит нас ценить то, что мы имеем и отпускать то, что было в прошлом.

И мы все стремимся быть счастливыми, но счастье — это то, что есть сейчас. Счастье — это не цель, счастье — это путь, это каждый момент времени нашей жизни. Нужно только научится это осознавать.
Именно поэтому Шаматха (Шинэ) начинается с выдоха.

«Практика «отпускания» — это самая прекрасная практика.
Она может быть полезна, для того чтобы сделать нашу жизнь особенно приятной, радостной и свободной. Иногда наш ум и сердце закрыты, потому что у нас всего слишком много в уме. И тогда в нас не остается места, чтобы открыться другим, потому что наш ум и сердце перегружены, в нас нет места, чтобы открыться текущей ситуации, потому что большую часть времени мы живем в прошлом. И у нас нет другого выбора кроме как отпустить ее, т.к. она уже прошла. Нам трудно отпустить не саму ситуацию, мы достаточно умны и знаем, что не можем держаться за нее долгое время, но мы не можем отпустить образ или воспоминание».

Гьетрул Джигме Ринпоче
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Медитация шинэ (шаматха) 16 Фев 2019 15:14 #20105

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Шаматха шаг за шагом

После того, как успокоена рассеянность, слон ума должен быть привязан к стволу дерева медитативного объекта веревкой внимательности и осознавания (samprajñaya). Когда без вялости и возбужденности видят, что ум естественно пребывает в объекте, тогда необходимо ослабить усилие и находиться в невозмутимости, оставаясь в этом состоянии, пока есть желание. Таким образом, ум и тело того, кто практикует безмятежность, становится натренированным. И способность по собственной воле установить ум на медитативном объекте желаемым способом нужно понимать как осуществление безмятежности.

Камалашила
Стадии медитации. Советы царю


Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Медитация шинэ (шаматха) 06 Март 2019 21:36 #20264

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Пять ошибок медитации Шаматха

1. Лень. Существует три типа лени.
Первый тип — это лень, из-за которой человек вообще ничего не хочет делать, лень, связанная с вялостью и апатией.
Второй тип — лень, которая связана с привязанностью к неправильному объекту, с блужданием вашего ума.
Третий тип лени — чувство неполноценности, ваше ощущение того, что лично вы сделать этого не сможете.

2. Забывание объекта медитации. Всего через две минуты медитации вы можете забыть об образе Будды, у вас появляются совсем другие мысли.

3. Блуждание ума и умственная притупленность. Когда вы медитируете, то удерживаете объект медитации, тем не менее ваш ум все время куда-то уходит. Вы не забываете об объекте, но ваш ум блуждает и отклоняется от него.
Существуют два вида блуждания ума: грубое и тонкое. Грубое блуждание — когда наш ум блуждает явно, полностью переключается. Тонкое блуждание — когда ваш ум по-прежнему пребывает в сосредоточении на объекте, но часть вашей концентрации куда-то уходит. Блуждание ума — это основная вещь, которая загрязняет наш ум, а умственная притупленность приводит наш ум в негативное состояние.
Существуют грубая и тонкая притупленность ума. Грубая притупленность — когда вы окончательно теряете объект медитации, тонкая — когда ваш ум по-прежнему пребывает в сосредоточении на объекте, но в нем нет интенсивной ясности.

4. Неприменение противоядий тогда, когда в них есть необходимость. Когда ваша медитация улучшается, а вы достигаете пятой стадии, то грубые виды блужданий и притупленности ума уже не проявляются, но в этот момент проявляются их тонкие виды. Они не мешают концентрации, но это серьезные недочеты. С одной стороны, они не вредят медитации, но с другой — не позволяют прогрессировать.

5. Применение противоядий без надобности. Эта ошибка возникает на восьмой стадии медитации. Ваш ум уже вообще не сталкивается с проявлениями блуждания или притупленности ума. Он абсолютно чист. На этой стадии не следует применять никаких противоядий, надо спонтанно концентрироваться в абсолютно расслабленном состоянии. И тогда вы сможете развить шаматху.

Геше Джампа Тинлей
из книги "Шаматха и Махамудра"
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Медитация шинэ (шаматха) 29 Март 2019 12:18 #20483

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Online
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 9475
  • Спасибо получено: 5287
  • Репутация: 201
Когда вы фиксируете взгляду вам следует обращать внимание на состояние, в котором вы начинаете, и состояние, в котором вы заканчиваете.

Легко может случиться, что в начале сразу же возникает очень спокойное состояние, не нарушаемое внутренними или внешними событиями. Но, если вы замечаете, что не способны поддерживать это состояние более чем в течение нескольких мгновений, это означает, что вам следует упорно продолжать фиксацию на объекте.

Если же, напротив, вы замечаете, что сохранять неотвлекаемое расслабленное присутствие кажется более трудным в начале занятия практикой, но по прошествии короткого времени всё самопроизвольно становится легче, то это может повторяться и в других занятиях практикой. Если это повторяется всегда, значит, нет необходимости продолжать фиксацию на объекте.

Подведём итог: если в начале вы беспокойны и затем самопроизвольно успокаиваетесь, тогда вы можете упражняться в шинэ без объекта.
Если же, напротив, вы замечаете, что в начале кажется, будто всё идёт хорошо, но после короткого промежутка времени начинает возникать всё больше и больше трудностей и беспокойств и они не уменьшаются, тогда желательно продолжать заниматься фиксацией с объектом.

Если тем не менее проблемы сохраняются, вы можете добавить к своей фиксации звук. Твёрдо сосредоточивая свой взгляд на букве А, произносите её звук: А... А... А...

Для практика, который беспокоен или встревожен множеством неугомонных мыслей и которому трудно пребывать в спокойном состоянии, очень полезно произносить звук А, в то же время фиксируя свой взгляд на А. Таким образом, в действительности всё, включая дыхание, сходится на А. Буква автоматически связывается со звуком, и ваши внимание и устремление направляются на неё.

Таким образом, всё ваше внутреннее и внешнее состояние становится более гармоничным, так что вы можете обрести контроль над состоянием нэпа.

В заключение, целью фиксации с объектом является обретение способности управлять состоянием нэпа.

Чогьял Намкай Норбу
«Введение В Практику Созерцания»
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
  • Страница:
  • 1
  • 2
Время создания страницы: 0.405 секунд