Добро пожаловать, Гость

ТЕМА: Мудрость

Мудрость 04 Июнь 2018 09:24 #16719

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Offline
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10277
  • Спасибо получено: 5432
  • Репутация: 201
ཤེས་རབ་རྣམ་གསུམ། ― Три вида мудрости:

1. དོན་དམ་རྟོགས་པའི་ཤེས་རབ། ― Мудрость, постигающая способ существования феноменов,

2. ཀུན་རྫོབ་རྟོགས་པའི་ཤེས་རབ། ― Мудрость, постигающая относительные вещи, в частности пять наук: медицину, искусства, логику, лингвистику и внутренние науки,

3. སེམས་ཅན་གྱི་དོན་བྱ་བ་རྟོགས་པའི་ཤེས་རབ། ― Мудрость, постигающая способы принесения блага всем живым существам.

Далай-лама о практике мудрости

Когда мы ведём речь о высшей практике мудрости, хотя сюда главным образом относится мудрость постижения пустоты, в категорию мудрости также входит постижение непостоянной природы реальности, как и понимание отсутствия субстанционального бытия «я», или личности.

Итак, высшая практика мудрости непосредственно противостоит омрачениям, это и есть основное противоядие.

Если использовать аналогию с ракетой, то её боеголовка и есть сама мудрость.

Ракета — это медитация, которая приводит в действие мудрость. А пусковая платформа ракеты, которая должна быть очень устойчивой, — это нравственность, прочная нравственная дисциплина.

Мы видим, что нравственность — это наш фундамент и основа. Практику нужно начинать с нравственности. Это первый шаг. На основе прочной нравственной дисциплины мы можем построить медитацию, вторую высшую практику. Хотя порождение и развитие мудрости, по сути, не зависит от устойчивого медитативного сосредоточения, для того чтобы эта мудрость стала совершенной и послужила непосредственным противоядием от омрачений, необходим дополнительный фактор, а именно ум, сохраняющий прочное сосредоточение в медитации. И благодаря сочетанию медитации и мудрости можно достичь так называемой «випашьяны», или глубокого проникновения в суть вещей, что действительно позволит практикующему непосредственно направить все свое внимание [в нужное русло], благодаря силе его медитации.
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Последнее редактирование: 04 Июнь 2018 09:24 от Nahualli.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Мудрость 04 Июнь 2018 13:34 #16730

  • Nahualli
  • Nahualli аватар
  • Offline
  • Администратор
  • не верь мне
  • Сообщений: 10277
  • Спасибо получено: 5432
  • Репутация: 201
Основные понятия буддизма. Мудрость.

Мудрость ― это практика, основанная на понимании воззрения абсолютной истины. Это медитация о постижении мудрости, свободной от умопостроений, а также остановка ума и умственной деятельности. Будда сказал в «Аштасахасрике»: «О Субхути! Ум по своей природе ― ясный свет». В «Ратнавали» сказано: «Тело формы будд создаётся благодаря Накоплению заслуг; изначальное тело, говоря коротко, создаётся благодаря накоплению высшей мудрости».

Сначала с помощью рассуждений и понимания нереальности, то есть пустой природы существующих явлений, необходимо достичь уровня понимания свободы от умопостроений.

Рассмотрим, к примеру, цветок. Постарайтесь выяснить и доказать, как именно существует цветок. Является ли цветком его окраска или форма? Нет, это окраска и форма, но не сам цветок. Являются ли цветком различные вещества? Нет. Мы не найдём цветка, даже если уменьшим его до мельчайших частиц. Если мы не можем найти его в частях цветка, то не найдём и в совокупности этих частей, включающей окраску, форму и вещества. Итак, в цветке нет ничего, что можно было бы определить как его существование. Напротив, мы доказали, что истинная природа цветка ― его несуществование, отсутствие самости и пустота. Такой же метод исследования применим ко всем видам материи, вплоть до мельчайших частиц, и к уму даже в самый краткий миг его длительности. Таким образом, форма и другие составляющие бытия суть пустота.

Почему же явления кажутся реальными и существующими? Всё дело в пустоте. Явления возникают и действуют как реальные, когда их воспринимают обычные люди, вроде нас с вами. Процесс проявления из пустоты в видимую реальность протекает благодаря взаимозависимости объективного аспекта, то есть причин и следствий, и субъективного аспекта, то есть двойственных мыслей, клеш и кармических процессов, корнем которых является неведение. Существующие явления возникают, когда завершается созревание причинных факторов. В качестве примера можно привести созданную магом иллюзию. После того как он завершит использование мантр, различных веществ и медитации, созданные магической силой дома и деревья проявляются, словно наяву. По этой же причине пустота является формой и так далее.

Как результат зависимого происхождения мира явлений эти явления нереальны и по своей истинной природе пусты. А поскольку они пусты, то могут возникать и действовать благодаря зависимому происхождению. Так и пространство обеспечивает деятельность Земли и живых существ. Хотя по своей истинной природе видимые явления не реальны, на относительном уровне они проявляются и действуют как истинные, но это не так. Чтобы избежать крайнего воззрения субстанциализма, необходимо понимать видимое. Хотя и кажется, что цветок обладает бытием, он пуст, не существует. Чтобы избежать крайнего воззрения нигилизма, необходимо понимать пустоту. Поскольку пустота способна проявляться как взаимозависимое происхождение, пустота и взаимозависимое происхождение нераздельны. Таким образом, пустота ― это не что иное, как форма, а форма ― не что иное, как пустота. В «Сердечной сутре» сказано: «Форма ― это пустота, пустота ― это форма, пустота есть не что иное, как форма, а форма есть не что иное, как пустота».

Практикуя такое созерцание мудрости, сначала следует раскрепостить ум, а затем пребывать в переживании состояния свободы от мыслей, которое иначе называют воззрением абсолютной истины. В этом состоянии больше не возникают представления о внешних объектах и внутреннем уме. Двойственность объективного и субъективного преодолена. Это свобода от двойственных представлений и впечатлений. В такое время в уме, погружённом в созерцание, нет ни утверждения, ни отрицания, а есть лишь прямое постижение, свободное от умопостроений. Это созерцание мудрости ― ясного света саморазличающей осознанности. Шантидэва сказал в «Пути Бодхисаттвы»:
«Как только перед умом не останется ни вещей ни не-вещей, не будет ничего. Это великий покой, или прекращение, ― свобода от представлений».

При созерцании природы явлений первыми прекращаются такие склонности, как привязанность к явлениям как к чему-то реально существующему, а также привычка утверждать и отрицать. Затем прекращается привязанность к созерцанию естественного состояния вещей. Сначала возникает умозрительное понимание пустоты посредством умозаключений, а затем ― её полное недвойственное прямое постижение. В «Пути Бодхисаттвы» сказано:
Благодаря развитию переживания пустоты отбрось привычку воспринимать явления как реальные. Благодаря развитию переживания ничто она <привязанность к пустоте> тоже будет отброшена.

Как только исчезнет привязанность к ощущению «я» и к реальности явлений, исчезнет и само представление о противоядии от этих коренных заблуждений, коим является принцип, гласящий, что все явления пусты. Как только он перестанет действовать, медитирующий обретёт запредельную мудрость. Будда сказал в «Аръяпраджняпарамитасанчая-гатхе»:
«Тот, кто свободен от различных представлений и наслаждается высшим покоем, наслаждается превосходным совершенством запредельной мудрости».

Неведение служит причиной того, что человек подчиняется закону зависимого происхождения причин и следствий, круговороту мирских переживаний, который не прекращается до обретения абсолютного состояния будды. До такого постижения великой пустоты или абсолютной истины следствия кармы никогда не удаётся преодолеть. Чтобы жить более счастливо и прилагать усилия к достижению состояния будды, необходимо практиковать благие действия и медитацию, ведущую к мудрости. Вера, щедрость, любовь и нравственное поведение усмирят внутренние неблагие силы и создадут благую энергию, ведущую нас к совершенному состоянию. Такая практика благих действий и мудрости возможна благодаря активному принципу взаимозависимого происхождения.

Тулку Тондуб Ринпоче «Тайные учения Тибета.
Объяснение тибетской буддийской традиции терма»
Нам требуется все наше время и вся наша энергия, чтобы победить идиотизм в себе.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.281 секунд