Dr. DoLove пишет:
Дхарма в вопросах и ответах.
Когда вы медитируете, вы можете понять, почему сегодня вы на высоте, а завтра подавлены: перепады настроения вызваны вашим умом. Люди, которые не отслеживают свое внутреннее состояние, придумывают очень поверхностные причины, например: «Мне сегодня грустно, потому что нет солнца». Но на самом деле большую часть времени ваши взлеты и падения обусловлены, прежде всего, психологическими факторами.
Когда дует сильный ветер, облака исчезают, и появляется голубое небо. Аналогичным образом, когда рождается мощная мудрость, понимающая природу ума, темные тучи эго исчезают. За пределами эго – беспокойного, неконтролируемого ума – лежит покой и удовлетворение. Вот почему Будда советовал провести всепроникающий анализ как ваших положительных, так и отрицательных сторон. В частности, когда в вашем уме возникает отрицательная мысль, вместо того чтобы бояться, изучите ее более подробно.
Вы видите что, буддизм вовсе не однобоко «добренькая» религия, всегда старающаяся, избежать неблагих поступков. Буддизм обращен непосредственно к тому, кто вы есть, и чем занят ваш ум здесь и сейчас. Именно это делает его таким интересным. Не стоит ждать, что вы будете слышать только позитивные вещи. Конечно, у вас есть положительные стороны, но как насчет отрицательных сторон вашей личности? Чтобы получить одинаковое понимание и тех, и других, а также понимание всего вашего существа целиком, вы должны смотреть на отрицательные стороны так же внимательно, как и на положительные, а не пытаться укрыться от них.
Мне нечего добавить к тому, что я сейчас сказал, но я с удовольствием попробую ответить на несколько вопросов.
Вопрос: Лама, Вы имели в виду, что мы должны выражать, а не подавлять наши негативные действия, позволить выйти темной стороне личности?
Лама Еше: Это зависит от обстоятельств. Есть две вещи. Если отрицательная эмоция уже всплыла на поверхность, наверное, лучше выразить ее каким-то образом, но лучше, если вы сможете справиться с ней, прежде чем она достигнет этого уровня. Конечно, если вы не владеете методами борьбы с сильными негативными эмоциями и пытаетесь затаить их глубоко внутри, в конце концов это может привести к серьезным проблемам, таким как взрыв гнева, который для кого-то может послужить причиной взять пистолет и начать стрелять в людей. Чему учит буддизм –это методу мудрого распознавания своих эмоций и преобразованию их с помощью медитации, которая позволяет эмоции просто раствориться. Выражение сильных отрицательных эмоции вовне оставляет чрезвычайно глубокий след на вашем сознании. Такой отпечаток побуждает вас с легкостью реагировать аналогичным разрушительным образом и дальше, за исключением того, что второй раз может быть даже более мощным, чем первый. Это создает кармическую цепь причин и следствий, которая увековечивает такое негативное поведение. Таким образом, в работе с отрицательной энергией вы должны развивать мастерство и способность различать, научиться определять, когда и как ее можно выражать, и, прежде всего, знать, как распознать ее как можно раньше и трансформировать с помощью мудрости.
Вопрос: Буддисты контролируют свою прану [ветры энергии] только посредством ума?
Лама Еше: Да. Если вы можете контролировать свой ум, вы можете контролировать все.
Невозможно управлять своим физическим телом без контроля ума. Если вы попытаетесь контролировать свое тело принудительно, если набрались ложных представлений о взаимосвязи ума и тела, это может быть очень опасным и принести вам большой вред.
Вопрос: Можете ли Вы достигать глубокого состояния медитации посредством ходьбы, как Вы достигаете этого в сидячей практике?
Лама Еше: Конечно, это теоретически возможно, но зависит от человека. Для начинающих обычно гораздо проще достичь глубоких состояний сосредоточения в сидячей медитации. Опытные практики, однако, могут поддерживать однонаправленную концентрацию – расширенное состояние сознания – всегда, вне зависимости от того, что они делают, в том числе при ходьбе. Конечно, если ум сильно беспокойный, то даже медитации может оказаться недостаточно для расширения сознания. Одной из отличительных черт буддизма является то, что вы не можете сказать: все должны делать вот так, все должны быть такими, все зависит от индивидуальных особенностей. Тем не менее, у нас есть четко определенный пошаговый путь практики медитации: сначала вы развиваете это, затем вы переходите к этому и так далее – через различные уровни концентрации. Полноценный путь к просветлению – мы называем его Ламрим – был изложен логически, поэтапно, чтобы каждый человек мог развиваться, соответственно своему уровню.
Вопрос: Лама, могут ли различные негативные мысли, которые возникают в наших умах происходить из внешних источников – от других людей, или, возможно, от духов?
Лама Еше: Ну, это очень хороший вопрос. Реальный источник, истинный корень негатива, находится в наших собственных умах, но для его проявления, как правило, требуется взаимодействие с внешними факторами, такими как другие люди или материальный мир.
Например, некоторые люди испытывают перепады настроения из-за астрологических влияний, таких как движение планет. Эмоции других людей меняются из-за гормональных изменений в организме. Это происходит не из-за одного только ума, а, в том числе, и через взаимодействие физической и психической энергии. Конечно, нужно сказать, что тот факт, что мы находимся в теле, чувствительном к такого рода изменениям, сам по себе относится к нашему уму. Но я не думаю, что Будда сказал бы, что есть какие-то внешние духи, вредящие вам таким образом. Единственное, что можно предположить, — что ваша внутренняя энергия созвучна какой-то внешней энергии, и это взаимодействие влияет на ваше состояние.
Вы можете по собственному опыту сказать, как окружающая среда может повлиять на вас. Когда вы находитесь среди мирных, благородных, счастливых людей, вы тоже склонны чувствовать себя счастливым и умиротворенным. Когда вы находитесь среди злых, агрессивных людей, то начинаете становиться похожим на них. Человеческий ум подобен зеркалу. Зеркало не предвзято, оно просто отражает все, что перед ним, независимо от того, что это: ужасное или прекрасное. Кроме того, ваш ум перенимает энергию окружающего вас пространства, и если вы не понимаете, что происходит, может заполняться мусором.
Поэтому очень важно осознавать свое окружение, и видеть, как оно влияет на ваш ум. Что вы должны понять о религии – это то, как она соотносится с вашим сознанием и жизнью. Если вы сможете управлять всем этим, то религия станет фантастической помощью, и вот они – ваши реализации. Вам не нужно акцентировать внимание на вере в Бога или Будду, грехах или на чем бы то ни было, не волнуйтесь обо всем этом. Просто действуйте исходя из правильного понимания, и вы получите результаты, даже сегодня. Забудьте о сверхсознании или абсолютной любви – они растут медленно и очень постепенно. Если вы цепляетесь за желание «О, здорово! Бесконечное знание, бесконечная власть», то просто будете на каруселях кататься. Конечно, духовная сила действительно существует, но вы можете обрести ее, только действуя в соответствии с правильным пониманием. Власть исходит изнутри. Не думайте, что единственная истинная власть – где-то там, в небе. Вы обладаете властью, ваш ум – ее источник.
Вопрос: Восприятие – одна из пяти совокупностей, составляющих, согласно буддийской философии, человеческую природу. Как оно работает?
Лама Еше: Да, это еще один хороший вопрос. Большую часть времени наше восприятие иллюзорно, мы не видим реальность. Конечно, мы ощущаем то, что предлагает физический мир: привлекательные формы, красивые цвета, приятные вкусы и так далее, но на самом деле мы не воспринимаем реальную, истинную природу форм, цветов и вкусов. Поэтому большую часть времени наше восприятие ошибочно. А затем, находясь в иллюзиях, мы обрабатываем информацию, предоставленную нашими пятью чувствами, и передаем недостоверную информацию в наш ум, который реагирует под влиянием эго. Результатом всего этого является то, что большую часть времени мы галлюцинируем, не видя истинной природы вещей и не понимая реальность даже нашего материального мира.
Вопрос: Влияет ли прошлая карма на наше восприятие?
Лама Еше: Да, конечно. Прошлая карма очень сильно влияет на наше восприятие. Наше эго хватается за взгляды, возникшие из-за иллюзий, и наш ум просто следует за ним: вся эта неконтролируемая ситуация и есть то, что мы называем кармой. Карма это не просто какая-то мало применимая к жизни теория — это наше восприятие каждодневных событий, вот и все.
Вопрос: Учитель, какова связь тела и ума в контексте того, как мы питаемся.
Лама Еше: Тело не есть ум, ум, не есть тело, но они тесно связаны между собой и очень чувствительны к изменениям друг друга. Например, когда люди принимают наркотики, эти вещества не влияют на ум напрямую. Но поскольку сознание связано с нервной системой организма и органами чувств, изменения, вызванные в нервной системе под воздействием наркотиков, выводят его из равновесия и становятся причиной галлюцинаций. Таким образом прослеживается очень сильная связь между телом и умом. В тибетской тантрической йоге, мы используем преимущества этой связи: концентрируясь на психических каналах тела, мы можем влиять на ум соответствующим образом. Поэтому даже в повседневной жизни, пища, которую вы едите, и прочие вещи, касающиеся вашего тела, оказывают влияние на ваш разум.
Вопрос: Имеет ли смысл поститься?
Лама Еше: Пост не так важен, если вы не занимаетесь определенными практиками тренировки ума. Но для тех, кто практикует, пост может быть даже необходим. Это, конечно, опыт лам. Например, если вы едите и пьете в течение всего дня, а затем пытаетесь медитировать вечером, то ваша концентрация будет очень слабой. Поэтому, когда мы практикуем серьезные медитации, то едим только один раз в день. Утром мы просто пьем чай, в полдень обедаем, а вечером вместо еды снова пьем чай. Такой распорядок делает нашу жизнь простой, а тело — здоровым; но для того, кто не занимается тренировкой ума, это, вероятно, покажется пыткой. Как правило, мы не пропагандируем пост. Мы всего лишь советуем людям не наказывать себя, а просто быть счастливыми, разумными и поддерживать свое тело в здоровом состоянии, насколько это возможно. Если ваше тело слабеет, ум становится бесполезным. Когда ум теряет свою полезность, ваша драгоценная человеческая жизнь становится бессмысленной. Но в особых случаях, когда пост помогает вашей практике медитации, когда есть более высокая цель, я бы сказал: да, пост может иметь смысл.
Лама Еше "Стань своим собственным терапевтом"
Вот вроде и написано всё, ответы все даны и что делать сказано, а я даже не прочитал до конца статью эту. Не охота как-то. Не читать не охота. Не знаю, скорей понимаю, что тогда мне придётся типа как внести это в своё расписание, а мне вообще никакого расписания не хочется. Не хочу каких-то решений принимать новых, следовать им, стараться. Автопилот короче полный. Но и это меня не особо всё устраивает - обломно как-то, что меня как будто нет как будто. Собственно с того и каша в голове, и лень всё. Ну понятно, что это всё решается концентрацией и действием, вот только вообще никакого желания нет что-то менять. При этом как есть тоже ни чем не привлекает.
Короче я обламываюсь с того что мне никак всё
ахах бля аж смешно
Форум ван лав, Саша Nahualli форевер ин май харт