Статьи - Учение дона Хуана

 

ГЛАВА 3

О ПЕРВОМ ВРАГЕ ЧЕЛОВЕКА ЗНАНИЯ

С каждым дальнейшим шагом по пути знания вы теряете. И не то, на что можно махнуть рукой — вы теряете каждый раз какую-то часть себя. Вы разваливаетесь, рассыпаетесь, и этот страх потери себя невыносим! В какой-то момент вы осознаете, что если пойдете дальше, то придете к смерти. Вы подошли к порогу, из-за которого веет смертью. И вот если сейчас вы остановитесь, вы проиграли битву с первым врагом человека знания — страхом. Не будет никакого «потом», типа «я сделаю передышку и пойду дальше завтра». Завтра ничем не будет отличаться от сегодня. Сегодня вас остановила какая-то причина, завтра она никуда не денется, и послезавтра. Она вообще никогда не исчезнет сама по себе, она и есть — страх.

 

«ЦЕЛЬ РАСПЛЫВЧАТА И ИЛЛЮЗОРНА»

Понятие «цель» относится к материальному миру. Только в материальном мире вы можете знать, что вы хотите. Вы можете описать себе свою цель, представить ее, будь то вещь или положение. Ваша цель относится к известному. В нематериальном мире вы понятия не имеете, чего хотите. Скажем, вы определяете себе цель, как «научиться видеть». Но что значит видеть? Что должно изменится в восприятии и как оно должно изменится, чтобы вы могли сказать «я вижу»?
А что если вы определяете себе цель, как «достичь духовного роста»? Что это значит? Что будет считаться духовным ростом? По каким признакам вы будете определять, что духовно растете? Когда цель находится в неизвестном, нет возможности Знать ее, можно только иметь представление, которое никогда не совпадает с тем, что есть. То, чего у вас никогда не было, не может быть узнано — совершенно точно вы заблудитесь, промахнетесь, проскочите мимо цели. Вы не достигнете цели, пока имеете представление о ней. Только будучи свободным от всех представлений, можно действовать, ничего не желая и ничего не ожидая, действовать, как воин: безупречно, тотально, ради самого действия. И быть бдительным.

 

НЕТ НИКАКИХ ГАРАНТИЙ

Это так. Что бы вы ни делали, нет никаких гарантий, что вы получите то, ради чего это делаете. Это знание освобождает от надежд, ожиданий, разочарований, а любое действие становится действием воина — свободным, текучим, ради самого действия.

 

УЧИТЕЛЬ — ВАША ПРОБЛЕМА

Не рассматриваете ли вы учителя, как плечо, на которое можно опереться в «трудную минуту»? Если это так, то вы не готовы идти до конца: учитель — это ваш путь отступления. Надежда на его помощь лишит вас решимости, тотальности, намерения, силы повернуться лицом к смерти и посмотреть ей в глаза. Вы так и останетесь половинчатым — ни то, ни сё; ни рыба, ни мясо, — когда есть возможность повернуть назад.

 

БЫТЬ НЕДОСТУПНЫМ

Все, к чему человек имеет отношение, делает его доступным: интересы, желания, боль, страх. Быть недоступным — значит, быть пустым, незаинтересованным, отрешенным. Такую отрешенность воину дает осознание смерти: если на кону ваша жизнь, что продолжает иметь значение? Так отбрасывается все лишнее — чувство собственной важности. Когда это происходит, вы свободны: вас больше нечем шантажировать — у социума нет иных инструментов управления вами, кроме вашего же эго.

 

О ДЕЙСТВИИ РАДИ ДЕЙСТВИЯ

Действуйте так, как будто одно неверное движение приведет к смерти — как сапер, обезвреживающий взрывное устройство. Такое действие сделает вас присутствующим, тотальным, заставит сосредоточиться на процессе, отбросив все лишнее. Если же вы не умеете целиком отдаваться действию, то упускаете Жизнь, ибо она есть процесс, а не результат.

 

«НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ ТРУБКУ!»

Что лежит в основе желания рассказать секрет или показать то, чем обладаете только вы? Стремление «Я» к уникальности. Выбалтывая тайну, оно легко оказывается в центре внимания — слушатели поворачиваются к вам с вытаращенными глазами: «Да ты что?!» Ради этого момента можно пожертвовать даже репутацией!
Чувство собственной важности всегда хочет только одного — заявить о себе. И тут все способы хороши: верующий крестится на площади перед храмом; родственники с упоением рассказывают друзьям и близким о смерти члена семьи. Наслаждаться интересом к себе со стороны других — разве это не все, ради чего стоит жить?

 

ПЕРЕНАПРАВИТЬ ВНИМАНИЕ

Видеть — значит, перенаправить внимание, разрушить привычку относиться серьезно к тому, что тебя занимает. «Перестань думать о себе!» — вот что требует дон Хуан от Кастанеды. Необходимо изъять ученика из озабоченности собой, чтобы видение стало доступно ему. Перенаправление внимания — универсальный прием: когда-то таким же образом социум сделал вас слепым, сузив ваше поле зрения до точки, известной под названием «Я».

 

НАБЛЮДАЙ ЗА МАСТЕРОМ

Присутствие мастера есть урок. Не ждите от него учения, он сам — учение. Не нужно пытаться запомнить и понять, что он говорит, просто наблюдайте. Учение развертывается прямо перед вашими глазами, оно предназначено для вас, вы — свидетель. Мастер всегда соответствует моменту, тому, что есть, и если вы будете достаточно внимательны, вы сможете уловить отблеск мира, увидеть.