Статьи

 

Статьи по книгам Карлоса Кастанеды.
Смогли ли вы уловить суть отдельной главы или абзаца? Я расскажу, что увидела, а вы понаблюдайте, так ли это.
Статьи являются кратким изложением вебинаров по книгам Карлоса Кастанеды.

 

 Бумага и ручка


 

ВВЕДЕНИЕ

О ЗНАНИИ

Знать — значит быть тем, что намереваешься Знать. Быть пловцом, значит, знать, как плавать; быть следопытом, значит, знать повадки зверей; быть мореходом, значит, знать море и судно. Знать, значит, обладать Силой. Нет никакого теоретического знания, оно — всего лишь набор слов в вашей памяти.

 

НАЙТИ УЧИТЕЛЯ

Учитель есть всегда и он здесь. Но обнаружить его способен лишь тот, кто не увлечен собственными представлениями о том, какой должен быть учитель, и не занят поиском этих самых собственных представлений. С чего вы взяли, что учитель обязательно должен представать в человеческом облике? С чего вы взяли, что он должен вести себя так-то и говорить именно то? С чего вы взяли, что он должен учить или давать практику?
Все, что окружает вас, есть Учение. Не происходит ничего «плохого» и «хорошего» — есть только уроки. Знание само найдет вас, если вы не будете закрываться от него своими представлениями.


 

ГЛАВА 1

ПОИСК «ПЯТНА»

Он сводится к присутствию. Обычно вы заняты чем угодно, но не наблюдением. Вы отвлекаетесь на внешнее и забываете себя. Не зная себя, как можно знать что-либо?

 

СДЕЛАТЬ ВЫБОР

Сомнение — это подумывание о смене направления, о прекращении начатого дела. Если ваше существование бесконечно, то можно и помудачить. Но сколько у вас времени? Какой смысл в метаниях от одного к другому? Если вас одолевают сомнения, значит, вы не сделали выбор, не определились, что же вы хотите. Четкое знание этого приходит с осознанием смерти. Только осознав мимолетность существования, можно отбросить все лишнее и стать тотально однонаправленным, без возможности свернуть, ибо сворачивать некуда.

 

А ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ?

Чувство собственной важности не может просто действовать. Делание всегда корыстно и ему предшествует поиск смысла. Поиск смысла, на самом деле, это поиск награды. В вопрос «какой в этом смысл?» вкладывается значение «а что я получу за это?» И если результат стоит усилий, чувство собственной важности соглашается оторвать задницу ради его достижения.

 

ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ ИДИОТОМ

Набор ваших реакций очень ограничен. Рамки, в пределах которых вы действуете, устанавливает чувство собственной важности: оно исключает поступки, могущие поставить вас в «неудобное положение», заставить почувствовать себя глупо, оказаться в «дурацкой» ситуации. Оно делает вас предсказуемым, застывшим, лишает возможности учиться, исследовать. Вся его роль сводится к тому, чтобы всегда находиться на страже себя, отслеживая и пресекая любые попытки покушения.

 

О МОТИВЕ

Что является мотивом вашего желания учиться? Любой мотив исходит из чувства собственной важности, оно и есть мотив. Оно хочет «знать» «потому что…», а, значит, ожидает награды. Находясь в «поиске знания», чувство собственной важности обманывает себя: оно никогда не нарушит свои собственные границы, не попытается открыть дверь в неизвестное, потому что неизвестное — это его смерть.
Знать стремится не эго. В этом стремлении постоянно присутствует осознание смерти и это осознание сметает все ожидания.


 

ГЛАВА 2

ОБ ОГРАНИЧЕННОСТИ

Человек окружает себя известным, чтобы отгородиться от неизвестного, пробуждающего страх. Таким образом, известное выступает в роли щитов. Их количество очень ограничено. Поиск «чего-то нового» — самообман, который сводится к извлечению на свет и перебиранию старых забытых вещей — но его вещей, известных!
По сути, начать учиться новому невозможно. Начать учиться — это открыться тому, что не входит в систему ценностей, и не просто «не входит», но и разрушает ее.

 

«Я ЗАБЫЛ, ЧТО Я ЧЕЛОВЕК!» (о человеческой форме)

Сама принадлежность к данному биологическому виду не является препятствием к видению. Препятствием является человеческая форма. Человеческая форма — это не физическое тело, а набор шаблонов поведения. Человеческая форма поддерживается внутренним диалогом. Пока существует человеческая форма, восприятие интерпретируется и отфильтровывается: человек воспринимает все через призму чувства собственной важности, говорит обо всем на языке своей обусловленности. Багаж из «системы ценностей», «точки зрения», «моего мнения», «уверенности в себе», «духовного роста» ограничивает, делая тяжелым и неповоротливым. Видение же — это бестелесность, свобода от «себя», растворение во всем, Знание всего, полученное в обмен на «уникальность».
Вы либо личность, зажатая в тисках своих правил, «уникальная», либо безграничное ничто.

 

УЗНАВАНИЕ И НАЗЫВАНИЕ

Как вы понимаете, на каком языке говорят окружающие? Как вы понимаете, на что вы смотрите? Как вы узнаете вещь, пока не опишите ее себе? Если вы называете нечто «стол», то само это слово является всего лишь верхушкой айсберга, который есть процесс мышления. «Стол» есть результат увязывания между собой многочисленных данных памяти: формы, размеров, материала, функций. Называние — вершина пирамиды, в основании которой — память о значении слова и его параметрах. Чтобы узнать, нужно описать, то есть извлечь из памяти. Невозможно описать неизвестное, — то, чего в памяти нет — а, значит, нет возможности это увидеть, уловить. Человек рассматривает свои воспоминания, прошлое, он полностью поглощен только этим деланием. Увлеченный им, он не способен видеть — воспринимать то, что есть. Мышление делает все узнаваемым. С остановкой его больше нет возможности знать, кто и что воспринимает. Есть только процесс восприятия.
Процесс поддержания описания непрерывен и осуществляется инструментом под названием «внутренний диалог». Внутренним диалогом создается мир — человек говорит с собой о том, на что смотрит.

 

О СТРАХЕ

Рассмотрите, что есть ваш страх? Когда вы говорите «я боюсь смерти», «я боюсь потерять», — чего вы боитесь на самом деле? Вы можете бояться много чего, но страх один — вы боитесь неизвестного. Страх звучит так: «а что будет, если…?» Страшно, когда не прописаны действия на случай вторжения неизвестного, нет шаблона поведения. Поэтому человек окружает себя известным и держится за известное. Никто и ничто ему не нужно, кроме как защита от неизвестного, гарантия безопасности. Увлеченность вещами и людьми — всего лишь способ занять себя, отвлечься. А если перестать отвлекаться — где окажешься? Страх — указатель направления: дорога в неизвестное лежит через страх. Если страха нет, значит, вы в известном.

 

ВСТАТЬ НА ПУТЬ ЗНАНИЯ

Встать на путь знания — это значит, поставить на кон самое важное. Движение по пути — не что иное, как несгибаемая направленность, которая становится возможна, только если нет ничего равнозначного этой устремленности, ничего, что могло бы отвлечь, заставило бы поменять направление. Пока у человека есть что-то важное — привязанности к вещам, людям, идеям — им легко управлять, он доступен. Короче говоря, предстоит сделать выбор, ответить на вопрос: что же для вас важно? Ответ на этот вопрос и будет принятием решения.


 

ГЛАВА 3

О ПЕРВОМ ВРАГЕ ЧЕЛОВЕКА ЗНАНИЯ

С каждым дальнейшим шагом по пути знания вы теряете. И не то, на что можно махнуть рукой — вы теряете каждый раз какую-то часть себя. Вы разваливаетесь, рассыпаетесь, и этот страх потери себя невыносим! В какой-то момент вы осознаете, что если пойдете дальше, то придете к смерти. Вы подошли к порогу, из-за которого веет смертью. И вот если сейчас вы остановитесь, вы проиграли битву с первым врагом человека знания — страхом. Не будет никакого «потом», типа «я сделаю передышку и пойду дальше завтра». Завтра ничем не будет отличаться от сегодня. Сегодня вас остановила какая-то причина, завтра она никуда не денется, и послезавтра. Она вообще никогда не исчезнет сама по себе, она и есть — страх.

 

«ЦЕЛЬ РАСПЛЫВЧАТА И ИЛЛЮЗОРНА»

Понятие «цель» относится к материальному миру. Только в материальном мире вы можете знать, что вы хотите. Вы можете описать себе свою цель, представить ее, будь то вещь или положение. Ваша цель относится к известному. В нематериальном мире вы понятия не имеете, чего хотите. Скажем, вы определяете себе цель, как «научиться видеть». Но что значит видеть? Что должно изменится в восприятии и как оно должно изменится, чтобы вы могли сказать «я вижу»?
А что если вы определяете себе цель, как «достичь духовного роста»? Что это значит? Что будет считаться духовным ростом? По каким признакам вы будете определять, что духовно растете? Когда цель находится в неизвестном, нет возможности Знать ее, можно только иметь представление, которое никогда не совпадает с тем, что есть. То, чего у вас никогда не было, не может быть узнано — совершенно точно вы заблудитесь, промахнетесь, проскочите мимо цели. Вы не достигнете цели, пока имеете представление о ней. Только будучи свободным от всех представлений, можно действовать, ничего не желая и ничего не ожидая, действовать, как воин: безупречно, тотально, ради самого действия. И быть бдительным.

 

НЕТ НИКАКИХ ГАРАНТИЙ

Это так. Что бы вы ни делали, нет никаких гарантий, что вы получите то, ради чего это делаете. Это знание освобождает от надежд, ожиданий, разочарований, а любое действие становится действием воина — свободным, текучим, ради самого действия.

 

УЧИТЕЛЬ — ВАША ПРОБЛЕМА

Не рассматриваете ли вы учителя, как плечо, на которое можно опереться в «трудную минуту»? Если это так, то вы не готовы идти до конца: учитель — это ваш путь отступления. Надежда на его помощь лишит вас решимости, тотальности, намерения, силы повернуться лицом к смерти и посмотреть ей в глаза. Вы так и останетесь половинчатым — ни то, ни сё; ни рыба, ни мясо, — когда есть возможность повернуть назад.

 

БЫТЬ НЕДОСТУПНЫМ

Все, к чему человек имеет отношение, делает его доступным: интересы, желания, боль, страх. Быть недоступным — значит, быть пустым, незаинтересованным, отрешенным. Такую отрешенность воину дает осознание смерти: если на кону ваша жизнь, что продолжает иметь значение? Так отбрасывается все лишнее — чувство собственной важности. Когда это происходит, вы свободны: вас больше нечем шантажировать — у социума нет иных инструментов управления вами, кроме вашего же эго.

 

О ДЕЙСТВИИ РАДИ ДЕЙСТВИЯ

Действуйте так, как будто одно неверное движение приведет к смерти — как сапер, обезвреживающий взрывное устройство. Такое действие сделает вас присутствующим, тотальным, заставит сосредоточиться на процессе, отбросив все лишнее. Если же вы не умеете целиком отдаваться действию, то упускаете Жизнь, ибо она есть процесс, а не результат.

 

«НИКТО НЕ ДОЛЖЕН ВИДЕТЬ ТРУБКУ!»

Что лежит в основе желания рассказать секрет или показать то, чем обладаете только вы? Стремление «Я» к уникальности. Выбалтывая тайну, оно легко оказывается в центре внимания — слушатели поворачиваются к вам с вытаращенными глазами: «Да ты что?!» Ради этого момента можно пожертвовать даже репутацией!
Чувство собственной важности всегда хочет только одного — заявить о себе. И тут все способы хороши: верующий крестится на площади перед храмом; родственники с упоением рассказывают друзьям и близким о смерти члена семьи. Наслаждаться интересом к себе со стороны других — разве это не все, ради чего стоит жить?

 

ПЕРЕНАПРАВИТЬ ВНИМАНИЕ

Видеть — значит, перенаправить внимание, разрушить привычку относиться серьезно к тому, что тебя занимает. «Перестань думать о себе!» — вот что требует дон Хуан от Кастанеды. Необходимо изъять ученика из озабоченности собой, чтобы видение стало доступно ему. Перенаправление внимания — универсальный прием: когда-то таким же образом социум сделал вас слепым, сузив ваше поле зрения до точки, известной под названием «Я».

 

НАБЛЮДАЙ ЗА МАСТЕРОМ

Присутствие мастера есть урок. Не ждите от него учения, он сам — учение. Не нужно пытаться запомнить и понять, что он говорит, просто наблюдайте. Учение развертывается прямо перед вашими глазами, оно предназначено для вас, вы — свидетель. Мастер всегда соответствует моменту, тому, что есть, и если вы будете достаточно внимательны, вы сможете уловить отблеск мира, увидеть.