Размышление о Четырёх безмерных пожеланиях
"Пусть все существа — мои матери — числом безграничные как небо, будут счастливы и обретут причины для счастья!
Пусть они будут свободны от страдания и причин страдания!
Пусть они будут неотделимы от счастья, свободного от страдания!
Пусть они пребывают в равностности, свободной от привязанности и неприязни, и деления на близких и далёких!"
В учении Махаяны, все живые существа рассматриваются как матери, потому что все живые существа в то или иное время были нашими матерями, относившимися к нам с добротой, когда мы были детьми. Они растили нас с терпением и пониманием, и были готовы пожертвовать своей жизнью ради нас.
Если вы предпочитаете рассматривать свою мать в ином ключе, то вспомните о любом наиболее близком вам человеке (друге, родственнике или ребёнке), а затем перенесите своё отношение к нему на всех живых существ.
Это метод, который вы можете использовать, чтобы ощущать близость со всеми живыми существами на земле. Живые существа безграничны как небо. Как небо не имеет границ, так и количество живых существ неисчислимо.
Каждая строка этой молитвы имеет отношение к Четырём безмерным пожеланиям:
любящей доброте, состраданию, радости и равностности.
Практика Четырёх безмерных является ключевой. Не зависимо от того, являемся мы практиками Дхармы или нет, нам всем необходимо практиковать эти четыре пожелания. Без них на земле никогда не будет мира. Они положительно преобразуют наше окружение.
Мы начинаем с практики
любящей доброты. Эта практика приносит замечательные результаты, так как все живые существа служат для неё опорой. Сила этого пожелания может превращать даже яды в лекарства, а оружие в цветы.
Если я полностью погружён в какую-то проблему, а потом наконец-то освобождаюсь от неё, я ощущаю большое счастье и радость за себя. Точно также как и я, другие существа тоже жаждут быть счастливыми, и я молюсь, чтобы они обрели счастье и причины для счастья.
Сострадание направлено на уменьшение страданий живых существ. Мы молимся о том, чтобы страдание существ исчерпалось.
Некоторые люди находятся в состоянии столь сильного страдания, беспомощности и безнадёжности, что кончают жизнь самоубийством. Все мы жертвуем очень многим, чтобы достичь хоть немного счастья в этой жизни и часто эти жертвы приносят нам много боли. Изучая Дхарму, мы можем научиться испытывать сострадание ко всем, кто страдает.
Затем мы
радуемся счастью других людей, вместо того чтобы испытывать зависть. Так как мы желаем счастья себе, нам необходимо также научиться радоваться счастью других существ, даже наших врагов.
Четвёртое пожелание,
равное отношение ко всем, вовсе не означает безразличие. Наоборот, уровень нашей любви и сострадания по отношению ко всем живым существам должен быть таким же, как к нашим родственникам, друзьям и членам семьи. Мы выражаем пожелание, чтобы все живые существа научились быть свободными от привязанности и отвержения, и пребывали в равностности, качестве ума, которое может помочь всем развить сострадание.
Эту молитву можно повторять в любое время, а не только во время практики. Особенно полезно повторять её тогда, когда возникает сложная ситуация. Мы не знаем, принесут ли наши молитвы счастье другим живым существам, но мы можем не сомневаться в том, что такая практика принесёт нам самим счастье и гармонию.
После произнесения вступительных молитв уделите немного времени размышлению
о драгоценной человеческой жизни, непостоянстве всех явлений, непреложной природе причины и результата и о страданиях сансары. После этого расслабьтесь и освободитесь от напряжения. Принесите ум туда, где находится ваше тело, и расслабьте его.
Позвольте всему, включая вас, раствориться в пустоту, а затем медитируйте в состоянии всепроникающей пустоты, являющейся природой пространства.
Кхенчен Кончок Гьялцен Ринпоче "Жемчужные чётки, путь очищения"