Первое занятие
Все существа хотят счастья и абсолютно никто не хочет страданий: с утра мы бегаем за счастьем и убегаем от страданий.
Чтобы прийти к счастью, нужно понять, что является его причиной, источником, откуда счастье появляется?
В Буддизме существует 9 уровней учения (9 колесниц)
Делятся они на два раздела:
- для себя самого - малая колесница
- во благо всех живых существ - большая или великая колесница
Буддизм делится на 3 направления, в зависимости от скорости реализации:
- сутра - множество жизней
- тантра - только великая колесница - после смерти, в бардо
- дзогчен (раздел ума) - только великая колесница - при жизни
Цель у каждого пути одна: достичь состояния будды во благо всех живых существ, разница в скорости достижения результата.
Мотивация: если взять себя и других, то других мы считаем главнее и важнее.
Я стремлюсь достичь состояния будды не ради своей пользы, а ради блага других, для того, чтобы у меня были силы помогать другим, привести их к состоянию будды. Если мотивация обрести счастье в этой жизни, либо достичь состояния будды только для своей собственной пользы то практика особой силой обладать не будет.
Три благих аспекта
Без этих аспектов практика не будет практикой Великой колесницы
1.Бодхичитта или просветленный настрой (правильная мотивация)
Количество существ безгранично, все они хотят обрести счастье и избавиться от страданий,
наша мотивация в том, чтобы они перестали страдать и обрели счастье.
Сначала важно избавить других живых существ от страданий.
Даже если мы начитываем одну мантру один раз, все равно вначале должна
быть мотивация что мы делаем это, чтобы избавить от страданий других.
Три вида неправильной мотивации, от которых нам следует отказаться:
- Слава, деньги (не самому избавиться от страданий, ни других избавить)
- Низкая мотивация: счастье только для себя и максимум для близких
- Избавиться от болезни / бедности
- Избавиться от депрессии / несчастливой жизни
Основная мотивация:
Нужно заниматься практикой, чтобы полностью избавить от всех страданий сансары и себя и всех живых существ — выйти за пределы сансары и достичь окончательного просветления — полного счастья.
Искренняя мотивация сразу не появится, сначала ее надо культивировать хотя бы искусственно: об этом размышлять, больше - больше, постепенно себя приучать к этой мысли, к такому намерению, и настанет такой день, когда эта мотивация станет искренней. Наш ум очень легко ко всему привыкает.
Причины развития такой мотивации:
- Все живые существа страдают также, как и мы. Им плохо также как и нам, равно как и хорошо. Они в этом плане ничем от нас не отличаются.
- Мы перерождались бесчисленное кол-во раз, за это время все живые существа успели побывать нашими любящими родителями.
Все живые существа, которые были моими любящими родителями: я должен для них что-то сделать, потому что они также как и я хотят счастья и не хотят страданий, но при этом не знают, что является причиной для счастья, а что является причиной для страданий, поэтому я должен как можно скорее обрести такую силу, чтобы им это все объяснить и помочь.
Если у нас были любящие родители в этой жизни, можно представлять, что такими же родителями были все живые существа. Если же в этой жизни у нас не было любящих родителей, то можно представлять любого человека, который заботился о нас в этой жизни. Или см. пункт 1, выше.
Сила избавить живых существ от страданий и их источников есть только у Будд, просветленных существ. Живых Будд в мире сейчас нет, поэтому я должен самостоятельно как можно скорее прийти к состоянию Будды избавить всех живых существ от страданий.
2.Безобъектность и пустотность
Мы не отвлекаемся от той практики, которой мы занимаемся. Пример: начитываем мантры / читаем молитвы, и
если при этом ум блуждает, то практика Силой обладать не будет. Либо если простираемся / делаем трулкоры (физические упражнения), - когда отвлекаемся, Сила практики будет на много меньше.
В обычной жизни это тоже проявляется. Когда выполняем работы, сконцентрировавшись тремя вратами - телом, речью и умом - то работа получается качественно. Не сконцентрированы, отвлекаемся, - хуже. Точно также,
когда занимаемся духовными практиками и включены полностью, нашим телом, речью и умом, Сила практики будет намного выше.
3. Посвящение заслуг
Посвящение той добродетели, которую мы накопили. Бывает так, когда мы теряем веру или жалеем о том, что выполнили практику, то наша добродетель может исчезнуть.
Если мы посвящаем заслуги, то добродетель не исчезает никогда.
Мы хотим обрести счастье и избавиться от страданий: что нам мешает?
Негативные аспекты нашего ума мешают:
- видим привлекательное, - возникает привязанность / страсть,
- видим не привлекательное, - возникает гнев,
- постоянно возникают: зависть, гордыня, тупость,
- разные другие омрачения.
Омрачений и страданий у нас все больше и больше. Три пути:
сутра, тантра и дзогчен направлены на то, чтобы помочь нам избавиться от негативных аспектов ума, наших омрачений.
Будды это те, кто смогли полностью избавиться от негативных сторон своего ума и полностью раскрыть благие качества.
Мы практикуем ради блага всех живых существ, однако, когда мы начинаем выполнять духовные практики, наша жизнь тоже становится существенно счастливее. Если у нас такая благая мотивация, то для нашего собственного счастья даже усилий никаких можно особо не прилагать:
если мы выполняем практику, чтобы избавить от страданий всех бесчисленных живых существ то наше собственное счастье осуществляется автоматически - улучшается здоровье, появляется больше удачи и радости.
Для того, чтобы заниматься практикой Дзогчен, надо понимать, что является сутью практики:
пребывание в естественном состоянии природы нашего ума.
Почему не замечаем естественного состояния? Потому что слишком много
омрачений, которые заслоняют естественную, подлинную природу ума:
- Кармические отпечатки/завесы с прошлых жизней;
- Много рассудочных мыслей (намток);
- Мы слишком привыкли что-то думать.
Суть практики Дзогчен: подлинная природа нашего ума, всегда с нами, мы с ней вообще не расстаемся, но сказано, - так как она к нам слишком близка, то мы ее не видим. Так как мы с ней слишком хорошо знакомы, мы ее не распознаем. Из-за чего мы ее не распознаем?
Причина: намток, рассудочные мысли.
Это можно сравнить с зеркалом. Если мы хотим посмотреть на наше лицо мы берём зеркало. Если зеркало загрязнено, то как мы можем увидеть свое лицо таким, какое оно есть? Видение нашей истинной природы подобно этому: мы не можем увидеть/распознать нашу естественную природу, потому что это видение загрязнено рассудочными мыслями, намток. Обычно, если хотим почистить зеркало, мы берём тряпочку и очищаем его, и когда зеркало очищено, мы можем увидеть как мы выглядим на самом деле. Наше видение тоже поддаётся очистке. Каким образом мы можем его чистить? С помощью предварительных практик - Нёндро:
- Принятие прибежища
- Зарождение Бодхичитты
- Раскаяние
- Подношение мандалы
- Гуру-йога и прочие
Предварительные практики необходимы, для того, чтобы подготовить наш поток сознания к практики основной части Дзогчен - практика будет получаться качественно.